Сущность, социальные и психологические основы оценивания. Технология педагогического оценивания. Современные средства педагогического оценивания

Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базе данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, памятных знаков и т.п.). Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные - в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель. Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку понимают как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения.

Teст обученности - это совокупность заданий, сориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

1) относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;

2) однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

3) правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

4) относительно краткими, требующими сжатых ответов;

5) информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

6) удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;

7) стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования - измерения уровня обученности как можно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил.

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимся.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и быть правдоподобными.

3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на один вопрос не должны быть подсказками для ответов на другие.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Успех изучения любой темы зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Бели информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование (предварительный контроль знаний). Он необходим еще для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов или зачетов. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно: они должны соответствовать уровню национального стандарта образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: