Проблемное обучение. Программированное обучение (М.М.Махмутов, Т.И.Ильина, Н.Ф.Талызина)

Проблемное обучение - это не метод, а своеобразная обучающая система. Однако она может быть реализована только в разумном соотношении с объяснительно-иллюстративным обучением, готовящим к поисковой творческой деятельности. Проблемное обучение - это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины.

Особенностью проблемного обучения в отличие от традиционного - объяснительно-иллюстративного - является то, что учащимся не сообщаются знания в готовом виде.- Знания приобретаются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций. Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно сказываются убеждения. Осуществление «открытий» воздействует на чувства учащихся, что вызывает положительные эмоции. При всех достоинствах проблемного обучения оно не является универсальным, и потому не следует его противопоставлять традиционному репродуктивному обучению - речь должна идти о гармоническом их сочетании.

С целью систематического формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности в 50-е гг. в нашей отечественной дидактике стало внедряться программированное обучение.

По форме программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Самая типичная форма такого обучения состоит в том, например, что дается пять ответов на вопрос, из которых надо выбрать один правильный.

Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное - это такое программированное обучение, когда при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы) ученик должен повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.

При разветвленном (если задание не выполнено) ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу. Преимущество программированного обучения состоит в наличии постоянной обратной связи. Программированное обучение также предполагает использование новых средств обучения: соответствующих учебных пособий, контролирующих и обучающих устройств, компьютеров и т.д.

Благодаря поискам новых технологий обучения в последние годы появилось так называемое модульное обучение, ориентированное на результат в развитии самостоятельной познавательной деятельности учащихся. «Именно модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике». Оно как бы объединяет важнейшие характерные особенности всех предыдущих классических обучающих систем. Модульное обучение позволяет реализовать данный принцип, основанный на достижении конкретных результатов каждым учеником, усвоившим способы овладения учебным материалом, способы самоконтроля, на практике.

63. Характеристика основных компонентов содержания образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература.

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом Российской Федерации "Об образовании". В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).

Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий:

1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном за

3) распределение предметов по годам обучения;

4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.

Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения. Элементы структуры - это отдельные знания или их элементы, которые могут соединяться между собой различным образом. Существуют следующие виды структур: линейная структура, когда отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз; концентрическая структура, предполагающая возвращение к изучаемым знаниям; спиральная структура изложения, при которой учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний; смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит; объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: