Концепция формирования общечеловеческих ценностей В.А. Караковского

В.А.Караковский в своем концептуальном видении исходит из утверждения о том, что школу всегда спасали профессионалы своего дела, объединенные единой целью. Образно дополняя, два «К» являются гарантами успешного развития школы – КОЛЛЕКТИВ педагогов и разработанная ими КОНЦЕПЦИЯ возрождения образовательного процесса. В.А. Караковскому удалось сплотить целеустремленный дружный коллектив школы, результатом сотворчества которого стала концепция формирования общечеловеческих ценностей.

В.А. Караковский под воспитанием понимает целенаправленное педагогическое управление процессом развития личности ребенка, способствующее созданию необходимых условий для расцвета дарований, удовлетворения его потребностей и интересов.

Концептуальной целью школы является максимальное развитие возможностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных, психологических, половозрастных особенностей и возможностей.

Системообразующим ядром воспитательного процесса школы и главным средством воспитания в школе является «разумно организованное общество» – школьное сообщество педагогов и воспитанников, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями и образом жизни.

Ведущими идеями концепции формирования общечеловеческих ценностей являются природосообразность (учет природы ребенка, его психолого-физиологических, половозрастных особенностей, с одной стороны, и максимальное сближение жизни ребенка с жизнью живой природы, с другой,) культуросообразность (учет языковой среды, традиций семьи, рода, этноса, региона, страны, молодежной субкультуры, элементов этнопедагогики), аксиологизация образовательного процесса (формирование ценностного мира ребенка, основанного на этнических, национальных и общечеловеческих ценностях), системность (выявление совокупности условий воспитания в семье и школе, факторов социализации в стране, регионе, микрорайоне и т.д.).

Системообразующей основой содержания воспитания в данной школе являются общечеловеческие ценности. Авторы концепции выделили восемь ценностей (Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек), в соответствии с которыми строится логика воспитательного процесса в школе.

Особенности методики воспитания в школе В.А. Караковского продиктованы гуманистической направленностью на формирование «разумного, доброго, вечного», тех общечеловеческих ценностей, которые вырабатывались веками. В связи с этим в школе отказались от «лобовых» методов воспитания (назидания, порицания, наказания, опеки и т.д.), и наполнили школу такими способами взаимодействия, как диалоговое общение, сотрудничество, партнерство, сотворчество, воспитывающие ситуации, ситуации творчества, ситуации выбора, ситуации авансирования, ситуации успеха.

Наилучшим достоинством школы В.А. Караковского считается теоретически осмысленная и технологически усовершенствованная методика КТД. В плане воспитательной работы школы коллективных творческих дел насчитывается не более восьми за учебный год, но именно они являются организующим звеном, вокруг которого объединяются разновозрастные творческие группы, перерастающие в здоровый педагогический коллектив воспитателей и воспитанников.

Технологический аспект формирования общечеловеческих ценностей ставит нас перед необходимостью рассмотреть выделенные автором ценности.

Формирование ценности Земля как общего дома человечества направлено на осознание глобальных проблем планеты, необходимости экологизации себя и окружающего мира. Технология формирования данной ценности включает в себя интегрированные уроки, внеклассную работу по предметам, уроки-экскурсии, походы, творческие задания по прогнозу человеческих и природных ресурсов, экологический прогноз Земли, исследовательские кружки по географии, биологии, природоведению, экологии, ежегодное обращение школьников к людям Земли и т.д.

Культ ценности Отечества, единственной ценности, завещанной предками, способствует воспитанию гражданского самосознания и чувства патриотизма. Воспитательная работа включает в себя такие направления, как патриотическое движение, клубные и кружковые объединения по возрождению родного языка, народных обычаев, фольклора, восстановление народных ремесел и промыслов, изучение исторического прошлого городов, сел, улиц и т.д. Одной из эффективных форм организации воспитательной работы в этом направлении также считаются воскресные школы.

Своевременное формирование ценности Семья позволяет в дальнейшем успешнее решать экономические и социальные проблемы семьи. Семейное воспитание в данной школе начинается с возрождения семейных устоев и традиций, формирования чувства принадлежности к роду, гордости за историю предков, сохранения и преумножения традиций семьи, заботы о достойном продолжении рода. Воспитательная работа в этом направлении изобилует такими формами, как создание генеалогического древа семьи; конкурсы на лучшие сочинения, стихи, рисунки о семье; спортивные состязания семейных команд; новогодние семейные балы в школе; постановка школьных спектаклей с участием членов семьи; семейные клубы; участие родителей в организации клубной и кружковой работы с детьми.

Принятие и присвоение ценности Труда способствует формированию авторитета честного труда, уважению людей труда и бережливого отношения к продуктам трудовой деятельности. С этой целью в школе создаются игровые модели производственных подразделений, финансово-экономических подструктур, рынков сбыта, бирж труда, центров торговли и сфер услуг, где школьникам предоставляется возможность проиграть разнообразные социально-трудовые роли, конструировать и апробировать некоторые производственные отношения.

Формирование ценности Знание тесно связано с усилением интеграции, информатизации, дифференциации, креативности, индивидуализации школы. В образовательном процессе школы наблюдается приоритет творческих заданий, научно-познавательной деятельности, эвристических и поисковых методов обучения и воспитания.

Формированию ценности Культура способствует реализация таких принципов, как гуманизация, гуманитаризация, эстетизация воспитания и обучения. Формирование человека высокой культуры происходит в определенной логике. Ребенок, в первую очередь, должен усвоить культуру своего рода (семьи), затем вобрать в себя культуру своего этноса (нации), и, наконец, возвысится до ценностей общечеловеческой культуры. С точки зрения автора, человек потерявший культуру рода и нации, не способен усвоить всю палитру ценностей культуры Человечества. Драматизация, театрализация, месячники Театра, Культуры, Литературы, Родного языка и т.д. представляют далеко не полный перечень методов и средств воспитания интеллигентности и духовности воспитанников российской школы.

Формирование ценности Мир и толерантного отношения к различным этносам достигается созданием воспитывающих ситуаций, использованием игровых методов, участием школы в программе «Во что играют дети мира», изучением легенд, мифов, фольклора, участием в международных акциях, операциях и манифестациях в поддержку Мира и Солидарности народов.

Формирование Человека как абсолютной ценности, как «меры всех вещей» является целью, средством, и результатом воспитания в концепции В.А. Караковского.

Триада социально-педагогических процессов социализация – воспитание – саморазвитие – представляется принципиальной позицией автора. Действительно, социализация (присвоение личностью социальных норм и культурных ценностей общества) может быть успешной при целенаправленном воспитании (педагогическом управлении процессом развития личности ребенка). Но вершиной становления человека остается его индивидуальное саморазвитие, сфера, куда педагог за отсутствием инструментария внутреннего препарирования или манипулирования ребенком не имеет доступа. Он может лишь поддержать его, создавая условия для максимального развития личностных возможностей и способностей. Наряду с методами прямого воздействия (воспитание словом, воспитание делом, воспитание примером) особую значимость приобретают методы и приемы косвенного влияния на личность (использование воспитывающих ситуаций, конструирование педагогических задач, создание ситуации доверия), основанные на свободе выбора, творчестве и успешности.

Интересен методический арсенал воспитательной работы в школе. Например, с первого класса ребенок начинает создавать книгу о себе с автопортретом на обложке, которая содержит рисунки, фотографии, рассказы и стихи, способствующие творческому самовыражению личности ребенка. Далее дети с интересом включаются в составление генеалогического древа своей семьи и рода. Дети с энтузиазмом ведут поиск значимых событий и интересных представителей своего рода, изучают историю реликвий своего рода, собирают фольклор и традиции своих предков. Работа в этом направлении способствует формированию ценности семьи и рода в историческом развитии этноса, осознанию своего великого предназначения в жизни рода и всего человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: