Психологическая помощь детям с задержкой психического здоровья

Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтомупсихокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительнопространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим в коррекционном процессе все внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР

Мотивационный блок: Формирование познавательных мотивов:
- создать проблемные учебные ситуации;
- стимулировать активность ребенка на занятии;
- обратить внимание на тип семейного воспитания.
Приемы:
- создание игровых учебных ситуаций;
- дидактические и развивающие игры

Блок регуляции: Обучить ребенка планировать деятельность во времени.
Предварительно организовать ориентировки в заданиях.
Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.
Приемы:
- обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке

Блок самоконтроля: Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности.
Обучить контролю в процессе деятельности
Приемы:
- дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
- обучение конструированию и рисованию по моделям

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: