Вопрос № 2. Виды и формы противопожарной пропаганды

Под формой пропаганды понимается организационный процесс доведения информации (пропагандистского сообщения) до адресата (объекта пропагандистского воздействия).

Существуют следующие формы противопожарной пропаганды:

конференции, презентации, семинары, сборы с руководящим составом организаций по проблемам пожарной безопасности;

телевизионные и радиопередачи, в том числе с участием специалистов и работников пожарной охраны;

тематические встречи с населением: на сходах граждан, в трудовых коллективах; дни открытых дверей;

спортивно-массовые праздники, соревнования, игры;

тематические викторины, олимпиады, конкурсы с учащейся молодежью;

театрализованные представления, спектакли;

фотопропаганда;

рекламные ролики о мерах пожарной безопасности;

научно-техническая пропаганда (издание специальной литературы, журналов, инструктивно-информационных материалов);

экскурсии на пожарно-технические выставки и др.

В указанных формах могут быть проведены такие виды противопожарной пропаганды как: устная, печатная, наглядно-изобразительная и другие.

К основным видам противопожарной пропаганды относятся:

1. Устная противопожарная пропаганда, которая является важным видом пропаганды и проводится в форме:

индивидуальных (групповых) бесед, докладов, лекций;

обучающих передач по радио, телевидению;

встреч в редакциях теле- радиокомпаний;

тематических вечеров, конференций, пресс-конференций, семинаров по проблемам обеспечения пожарной безопасности;

выступления в трудовых коллективах, тематических встреч.

Также к форме устной противопожарной пропаганды относятся сходы населения, на которых также могут быть приняты решения по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Основой устной противопожарной пропаганды является живое слово. Устные формы можно применять немедленно, как только возникает какая-либо проблема. Устная противопожарная пропаганда и агитация в форме лекций, докладов, бесед является традиционной, апробированной и действенной формой разъяснительной и воспитательной работы среди населения, как в трудовых коллективах, так и по месту жительства. Методами устной агитации обязан владеть любой сотрудник ГПС.

Сотрудники органов ГПН в повседневной работе, и особенно при проведении проверки, встречаются со служащими, рабочими предприятий и учреждений. Каждую такую встречу надо рассматривать, как возможность провести беседу о мерах пожарной безопасности. Такие беседы должны быть составным элементом каждой проверки. Построенные на примерах и фактах, на рассказе о случаях самоотверженной и героической борьбы с огнем – такие беседы позволят привлечь внимание слушателей к актуальным вопросам пожарной безопасности.

Очень важно, чтобы при – этом приводились достоверные данные (факты и цифры материального ущерба от огня), разбирались причины пожаров, имевших место в данном населенном пункте, районе, городе, аналогичном объекте.

Примерные тексты выступлений (бесед, докладов) применительно к конкретной аудитории должны быть у каждого государственного инспектора по пожарному надзору.

Выступление на пожарную тематику должно:

1) Носить живой, активный, злободневный характер.

2) Длиться в течение 10-15 минут.

3) Быть убедительным и эмоциональным.

Используя формы устной пропаганды следует активнее привлекать ветеранов пожарной охраны, руководителей подразделений ГПС, лекторов добровольных пожарных обществ.

Следующим видом противопожарной пропаганды, который мы с вами рассмотрим, является печатная противопожарная пропаганда.

2. Печатная противопожарная пропаганда проводится в форме:

публикации статей и заметок в периодических изданиях (в центральных и региональных печатных средствах массовой информации – газеты, журналы, а также в ведомственных изданиях: журналах «ОБЖ. Основы безопасности жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Гражданская защита» и «Пожарное дело», газете «Спасатель МЧС России», информационных бюллетенях и т.д.);

издания сборников научных трудов, материалов научно-практических конференций, документальной и художественной литературы на пожарную тематику (книг, брошюр и т.д.);

разработки и распространения памяток, листовок, инструкций в области пожарной безопасности;

издания и распространения фото продукции, плакатов, открыток, буклетов.

3. Наглядно-изобразительная противопожарная пропаганда проводится в форме:

оборудования витрин, стендов, окон сатиры, электронных, электрических и газовых световых установок;

выпуска игрушек, значков, памятных изделий, сувениров;

показа кино-, видеофильмов на противопожарную тематику используя городское, кабельное, объектовое телевидение, передвижные видео и киноустановки, киноустановки кинотеатров и объектов. Примером могут служить зарубежные художественные фильмы: «Обратная тяга» (США, 1991 г.), «Пожарные из Лос-Анджелеса» (США, 1996 г.), «Команда 49: Огненная лестница» (США, 2004 г.), а так же ленты отечественного кинематографа: фильм-катастрофа о пожаре в пассажирском поезде – «34-й скорый (СССР, 1982 г.), фильм о пожаре на иностранном танкере "Гент", находящимся на ремонте в одном из советских портов – «Тревожное воскресенье» (СССР, 1983 г.), мелодрама о герое-пожарном, пожертвовавшем собственной жизнью ради жизни других – «Сашка, любовь моя» (Россия, 2007 г.);

проведения противопожарной рекламы (щитовой, «стеновой», кино-, видео рекламы, рекламы на транспорте);

проведения тематических выставок детского художественного творчества;

использования пожарной тематики на товарах широкого потребления, на упаковке и т.д.

В зависимости от применяемых в противопожарной пропаганде наглядно-изобразительных материалов формы ее воздействия можно классифицировать по следующим признакам, например:

1) по мобильности:

- стационарные (световые рекламы, мозаичные и витражные панно, памятники, скульптуры);

- подвижные (печатная продукция, игрушки, сувениры и т.п.).

2) по месту размещения:

- наружные (располагаемые вне помещений – баннеры, информационные таблички, стенды, щитовые установки т.д.);

- внутренние (располагаемые внутри помещений – картины, плазменные панели, плакаты и т.д.);

3) по направлению воздействия:

- через средства массовой информации (печать, телевидение, кино);

- через пожарно-технические выставки;

- через художественные произведения литературы, искусства, музыки;

- через распространение пожарно-технических знаний.

4) по назначению:

- инструктивные;

- агитационные;

- пропагандистские.

Инструктивные материалы (листовки, плакаты, инструкции) предназначены в основном для определенного круга людей, главным образом для рабочих и служащих отдельных отраслей.

Агитационные и пропагандистские материалы (плакаты, открытки, листовки, буклеты) направлены на более широкий круг людей и преследуют цель разъяснения основных причин пожаров и мер по их предупреждению.

Тип сюжета плаката можно также классифицировать по способу воплощения идеи. Выделяются три основных типа сюжета:

- положительный сюжет;

- отрицательный сюжет;

- двойной сюжет.

Положительный сюжет. В его основе лежит факт, образ или действие, которые по замыслу автора и в соответствии с социальными нормами должны вызывать положительное отношение зрителя. Упор в таких плакатах делается на общественную и индивидуальную значимость проблемы пожарной безопасности.

Идеи плакатов с положительными сюжетами могут быть следующими: «изучайте пожарную технику», «вступайте в ряды ДЮП», «соблюдение правил пожарной безопасности во время праздника новогодней елки – условие его безопасного проведения».

Отрицательный сюжет. Он строится на показе в реалисти­ческой или метафорической форме отрицательного факта, неправильного поведения и его последствий. Такие образы воздействуют на зрителя, вызывая у него негативное отношение к нарушениям правил пожарной безопасности, осознание опасных последствий их несоблюдения. Идеи таких плакатов: «вот к чему приводит оставленный без присмотра электроприбор», «вот, что ожидает тех, кто не соблюдает то или иное правило пожарной безопасности».

Двойной сюжет. Строится на показе положительного и отрицательного фактов и их последствий. Основная идея выражается в противопоставлении положительного и отрицательного действий. Сюжет характеризуется напряженностью и динамичностью.

Выбор того или иного типа сюжета зависит от темы плакатов и может варьироваться с учетом социально-демографических характеристик предполагаемой аудитории.

В целях пропаганды пожарного дела в последнее время также широко используется Всемирная электронная сеть Интернет:

- сайты противопожарной направленности (официальные сайты МЧС России, региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и др.);

- сайты электронных ресурсов средств массовой информации.

Так же воздействие на население может оказать такие актуальные средства информирования населения в области обеспечения пожарной безопасности как современные технические средства массовой информации в местах массового пребывания людей.

Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы».

3. Постановление Правительства Свердловской области от 10 марта 2006 г. № 211-ПП «Об утверждении Положения о порядке проведения органами государственной власти Свердловской области противопожарной пропаганды и организации обучения населения мерам пожарной безопасности в Свердловской области».

4. Приказ МЧС России от 10 сентября 2013 г. № 599 «О подготовке и проведении Конкурса на лучший видеоматериал по тематике спасения и безопасности людей».

5. Макаркин С.В., Каплан Я.Б., Пустовалова Е.И., Бараковских М.В., Пушкарев А.Г., Кректунов А.А., Тужиков Е.Н. Информационно-пропагандистская работа в сфере деятельности МЧС России: учебное пособие / под общ. ред. С.В. Макаркина. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2012. – 162 с.

6. Кружков А.П., Лазарев А.А., Пуганов М.В., Сидоркин В.А., Шадрунов Р.А. Организация противопожарной пропаганды органами государственного пожарного надзора: учебное пособие. – Иваново: ИвИ ГПС МЧС России, 2011.

7. Макаркин С.В., Семенов С.В. Организация обеспечения пожарной безопасности: учебное пособие / под общ. редакцией С.В. Макаркина. – 2-е изд., доп. (перераб.). – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2009. – 216 с.

8. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.: ВНИИПО, 2012. – 187 с.

9. Методические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.:ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2012. – 175 с.

10. Правовые аспекты противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности // Смирнова Т.Н., Матюшин А.В. // Пожарная безопасность. 2011, № 3. – С. 107-111.

11. Ворошилова Т.А. и др. Основы противопожарной пропаганды. – М.: Стройиздат, 1984. – 128 с., ил.

12. Государственный пожарный надзор: Учебник для вузов МЧС России / Под общ. ред. канд. соц-их. наук Г.Н. Кириллова. Спб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006. – 396 с.

13. Кафидов В.В., Севастьянов В.М. Пропаганда и реклама в пожарном деле / Под редакцией доктора экономических наук, профессора В.В. Кафидова – Видное., 2001. – 176 с.

14. Современный толковый словарь русского языка \ Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2002. – 960 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: