Насущность проблемы повышения уровня безопасности человека зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от экологии окружающей среды. Решение этой проблемы возможно только через обучение учащийся молодежи.
Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России, в лице соответствующих органов Государственного пожарного надзора).
Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются МЧС России.
Обучение учащихся средних общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений мерам пожарной безопасности осуществляется посредством:
|
|
проведения в рамках изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Содержанием учебной дисциплины ОБЖ предусмотрено обязательное изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности);
познавательных игр, тематических утренников, творческих конкурсов среди детей любой возрастной группы;
спортивных мероприятий по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся высших, средних специальных учебных заведений и учебных заведений начального профессионального образования;
экскурсий в пожарно-спасательные подразделения с показом техники и проведением открытого урока обеспечения безопасности жизни;
организации тематических утренников, КВН, тематических игр, викторин;
организация работы в летних оздоровительных лагерях;
оформление уголков пожарной безопасности;
создание дружин юных пожарных (ДЮП).
Добровольные дружины юных пожарных могут создаваться органами управления образованием и пожарной охраной в целях популяризации деятельности пожарной охраны и привития учащимся навыков пожаробезопасного поведения.
Федеральными учебными программами в общеобразовательных школах предусмотрено преподавание занятий по курсу ОБЖ в 8, 10 и 11 классах (1 час в неделю). В рамках занятий по курсу ОБЖ предусмотрено изучение вопросов пожаробезопасного поведения. В образовательных учреждениях оборудуются классы (уголки) пожарной безопасности, периодически во время проведения тренировочных занятий отрабатывается (2 раза в год) эвакуация учащихся из зданий образовательных учреждений. В последнее время используется потенциал школьных психологов в диагностике и коррекции поведения детей в случае возникновения опасности пожара и формирования у них адекватного отношения к ней, организовано взаимодействие с общественными организациями (региональными отделениями Всероссийского добровольного пожарного общества) и органами государственного пожарного надзора по обучению школьников мерам пожарной безопасности, организации работы дружин юных пожарных.
|
|
Отметим, что 30 апреля 2013 года во исполнение приказа МЧС России от 22 февраля 2013 г. № 122 в целях выработки единых подходов к формированию государственной политики в области безопасности жизнедеятельности, привлечения внимания общественности к проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, более эффективного усвоения теоретических знаний курса ОБЖ, отработки практических навыков действий в различных чрезвычайных ситуациях, популяризации Всероссийского детского юношеского движения «Школа безопасности», а также повышения престижа профессий пожарного и спасателя был проведен Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности». Данное мероприятие в масштабах страны проводилось впервые.
В высших и средних учебных заведениях обучение студентов мерам пожарной безопасности осуществляется при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности».
Обучение лиц, обучающихся в образовательных учреждениях может так же проходить в форме противопожарных инструктажей и противопожарных тренировок.
Ключевыми вопросами обучения учащихся мерам пожарной безопасности являются:
предотвращение пожаров и личная безопасность;
разработка наглядной агитации, памяток, листовок, плакатов и т.д. с конкретной, легко запоминаемой для каждого возраста информацией, с практической отработкой умений и навыков;
проведение всевозможных противопожарных мероприятий различного уровня (городские, районные, школьные), рассчитанных на детей и взрослых.
Воспитанники дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) получают начальные знания о правилах пожарной безопасности в процессе участия в тематических спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях, и иных игровых видах обучения.
Работать с детьми по формированию у них основ пожаробезопасного поведения могут: воспитатели, прошедшие подготовку по пожарно-техническому минимуму; учителя ОБЖ; представители противопожарной службы той местности, где находится конкретное ДОУ или школа; так же можно привлекать и медицинских работников (особенно при раскрытии темы об оказании первой медицинской помощи), и родителей. Единство взглядов между родителями и педагогами по формированию основ пожаробезопасного поведения должно быть обязательно, иначе, в силу своих особенностей, ребенок окажется на перепутье.
Формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными, все зависит от профессиональных качеств педагога, от учета индивидуальных, возрастных особенностей детей, от арсенала методических средств и приемов, приемлемых для детей каждой возрастной группы.
Начинать обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно с 4-летнего возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения. Желательно разработать и использовать в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующие пожарную технику, к их изготовлению целесообразно привлечь самих детей. Игры для детей 4-5 лет (различные кубики, пирамиды, куклы и т.п.) могут иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная машина и т.п.). Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно: образцы пожарной техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечная экипировка пожарных.
|
|
Предполагается использовать следующие формы работы с детьми:
познавательные занятия;
экскурсии в пожарную часть;
показ видеофильмов и диафильмов на пожарную тему;
чтение художественных произведений, использование музыки;
продуктивная деятельность детей;
конкурсы рисунков детей (совместных работ с родителями) на противопожарную тему;
викторины на противопожарную тему;
чтение стихов на противопожарную тему;
спортивные развлечения, праздники;
сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, театрализованные игры, подвижные игры, дидактические игры;
составление альбома «Народное творчество о пожаре» (собрание пословиц, поговорок, загадок);
создание специальных ситуаций для отработки поведенческих навыков пожаробезопасного поведения;
занятия по формированию пожаробезопасного поведения с элементами пожарно-прикладного спорта;
совместные с родителями утренники.
Педагоги (преподаватели) образовательных учреждений, должностные лица организаций, осуществляющие в пределах своих полномочий обучение мерам пожарной безопасности, должны пройти соответствующее обучение в специализированных образовательных учреждениях в сфере пожарной безопасности.
На организацию обучения мерам пожарной безопасности в обязательном порядке из средств местного бюджета предусматриваются денежные средства.
|
|
Обучение мерам пожарной безопасности также как и противопожарная пропаганда должны проводиться на постоянной основе и непрерывно.
Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390).
3. Положение о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385).
4. Постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
5. Приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
6. Приказ МЧС России от 22 февраля 2013 г. № 122 «О проведении Всероссийского открытого урока по «Основам безопасности жизнедеятельности».
7. Постановление Правительства Свердловской области от 10 марта 2006 г. № 211-ПП «Об утверждении Положения о порядке проведения органами государственной власти Свердловской области противопожарной пропаганды и организации обучения населения мерам пожарной безопасности в Свердловской области».
8. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.: ВНИИПО, 2012. – 187 с.
9. Методические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.:ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2012. – 175 с.
10. Методические рекомендации по организации обучения населения на учебно-консультационных пунктах (Указание начальника ГУ МЧС России по Свердловской области от 1 марта 2005 г. № 1254-22-317 «Об организации обучения населения мерам пожарной безопасности на учебно-консультационных пунктах»).
11. Рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. Под общей ред. Г.Н. Кериллова – М.: 2007. – 81 с.
12. Макаркин С.В., Каплан Я.Б., Пустовалова Е.И., Бараковских М.В., Пушкарев А.Г., Кректунов А.А., Тужиков Е.Н. Информационно-пропагандистская работа в сфере деятельности МЧС России: учебное пособие / под общ. ред. С.В. Макаркина. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2012. – 162 с.
13. Собурь С.В. Краткий курс пожарно-технического минимума: Учебно-справочное пособие. – 7-е изд. перераб. – М.: ПожКнига, 2013. – 256 с., ил. – Пожарная безопасность предприятия.
14. Свинаренко А.Г., Кириллов Г.Н. Примерные темы занятий по обучению учащихся образовательных учреждений мерам пожарной безопасности при проведении внеклассных мероприятий. М.: ФГУ ВНИИПО, 2007.
15. Государственный пожарный надзор: Учебник для вузов МЧС России / Под общ. ред. канд. соц-их. наук Г.Н. Кириллова. Спб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006. – 396 с.
16. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Основы пожарной безопасности предприятия. Полный курс пожарно-технического минимума: Учебное пособие. – М.: «Пожнаука», 2006. – 314 с., илл.