II. Обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях

Насущность проблемы повышения уровня безопасности человека зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от экологии окружающей среды. Решение этой проблемы возможно только через обучение учащийся молодежи.

Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России, в лице соответствующих органов Государственного пожарного надзора).

Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются МЧС России.

Обучение учащихся средних общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений мерам пожарной безопасности осуществляется посредством:

проведения в рамках изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Содержанием учебной дисциплины ОБЖ предусмотрено обязательное изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности);

познавательных игр, тематических утренников, творческих конкурсов среди детей любой возрастной группы;

спортивных мероприятий по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся высших, средних специальных учебных заведений и учебных заведений начального профессионального образования;

экскурсий в пожарно-спасательные подразделения с показом техники и проведением открытого урока обеспечения безопасности жизни;

организации тематических утренников, КВН, тематических игр, викторин;

организация работы в летних оздоровительных лагерях;

оформление уголков пожарной безопасности;

создание дружин юных пожарных (ДЮП).

Добровольные дружины юных пожарных могут создаваться органами управления образованием и пожарной охраной в целях популяризации деятельности пожарной охраны и привития учащимся навыков пожаробезопасного поведения.

Федеральными учебными программами в общеобразовательных школах предусмотрено преподавание занятий по курсу ОБЖ в 8, 10 и 11 классах (1 час в неделю). В рамках занятий по курсу ОБЖ предусмотрено изучение вопросов пожаробезопасного поведения. В образовательных учреждениях оборудуются классы (уголки) пожарной безопасности, периодически во время проведения тренировочных занятий отрабатывается (2 раза в год) эвакуация учащихся из зданий образовательных учреждений. В последнее время используется потенциал школьных психологов в диагностике и коррекции поведения детей в случае возникновения опасности пожара и формирования у них адекватного отношения к ней, организовано взаимодействие с общественными организациями (региональными отделениями Всероссийского добровольного пожарного общества) и органами государственного пожарного надзора по обучению школьников мерам пожарной безопасности, организации работы дружин юных пожарных.

Отметим, что 30 апреля 2013 года во исполнение приказа МЧС России от 22 февраля 2013 г. № 122 в целях выработки единых подходов к формированию государственной политики в области безопасности жизнедеятельности, привлечения внимания общественности к проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, более эффективного усвоения теоретических знаний курса ОБЖ, отработки практических навыков действий в различных чрезвычайных ситуациях, популяризации Всероссийского детского юношеского движения «Школа безопасности», а также повышения престижа профессий пожарного и спасателя был проведен Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности». Данное мероприятие в масштабах страны проводилось впервые.

В высших и средних учебных заведениях обучение студентов мерам пожарной безопасности осуществляется при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности».

Обучение лиц, обучающихся в образовательных учреждениях может так же проходить в форме противопожарных инструктажей и противопожарных тренировок.

Ключевыми вопросами обучения учащихся мерам пожарной безопасности являются:

предотвращение пожаров и личная безопасность;

разработка наглядной агитации, памяток, листовок, плакатов и т.д. с конкретной, легко запоминаемой для каждого возраста информацией, с практической отработкой умений и навыков;

проведение всевозможных противопожарных мероприятий различного уровня (городские, районные, школьные), рассчитанных на детей и взрослых.

Воспитанники дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) получают начальные знания о правилах пожарной безопасности в процессе участия в тематических спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях, и иных игровых видах обучения.

Работать с детьми по формированию у них основ пожаробезопасного поведения могут: воспитатели, прошедшие подготовку по пожарно-техническому минимуму; учителя ОБЖ; представители противопожарной службы той местности, где находится конкретное ДОУ или школа; так же можно привлекать и медицинских работников (особенно при раскрытии темы об оказании первой медицинской помощи), и родителей. Единство взглядов между родителями и педагогами по формированию основ пожаробезопасного поведения должно быть обязательно, иначе, в силу своих особенностей, ребенок окажется на перепутье.

Формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными, все зависит от профессиональных качеств педагога, от учета индивидуальных, возрастных особенностей детей, от арсенала методических средств и приемов, приемлемых для детей каждой возрастной группы.

Начинать обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно с 4-летнего возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения. Желательно разработать и использовать в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующие пожарную технику, к их изготовлению целесообразно привлечь самих детей. Игры для детей 4-5 лет (различные кубики, пирамиды, куклы и т.п.) могут иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная машина и т.п.). Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно: образцы пожарной техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечная экипировка пожарных.

Предполагается использовать следующие формы работы с детьми:

познавательные занятия;

экскурсии в пожарную часть;

показ видеофильмов и диафильмов на пожарную тему;

чтение художественных произведений, использование музыки;

продуктивная деятельность детей;

конкурсы рисунков детей (совместных работ с родителями) на противопожарную тему;

викторины на противопожарную тему;

чтение стихов на противопожарную тему;

спортивные развлечения, праздники;

сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, театрализованные игры, подвижные игры, дидактические игры;

составление альбома «Народное творчество о пожаре» (собрание пословиц, поговорок, загадок);

создание специальных ситуаций для отработки поведенческих навыков пожаробезопасного поведения;

занятия по формированию пожаробезопасного поведения с элементами пожарно-прикладного спорта;

совместные с родителями утренники.

Педагоги (преподаватели) образовательных учреждений, должностные лица организаций, осуществляющие в пределах своих полномочий обучение мерам пожарной безопасности, должны пройти соответствующее обучение в специализированных образовательных учреждениях в сфере пожарной безопасности.

На организацию обучения мерам пожарной безопасности в обязательном порядке из средств местного бюджета предусматриваются денежные средства.

Обучение мерам пожарной безопасности также как и противопожарная пропаганда должны проводиться на постоянной основе и непрерывно.

Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390).

3. Положение о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385).

4. Постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

5. Приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

6. Приказ МЧС России от 22 февраля 2013 г. № 122 «О проведении Всероссийского открытого урока по «Основам безопасности жизнедеятельности».

7. Постановление Правительства Свердловской области от 10 марта 2006 г. № 211-ПП «Об утверждении Положения о порядке проведения органами государственной власти Свердловской области противопожарной пропаганды и организации обучения населения мерам пожарной безопасности в Свердловской области».

8. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.: ВНИИПО, 2012. – 187 с.

9. Методические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.:ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2012. – 175 с.

10. Методические рекомендации по организации обучения населения на учебно-консультационных пунктах (Указание начальника ГУ МЧС России по Свердловской области от 1 марта 2005 г. № 1254-22-317 «Об организации обучения населения мерам пожарной безопасности на учебно-консультационных пунктах»).

11. Рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. Под общей ред. Г.Н. Кериллова – М.: 2007. – 81 с.

12. Макаркин С.В., Каплан Я.Б., Пустовалова Е.И., Бараковских М.В., Пушкарев А.Г., Кректунов А.А., Тужиков Е.Н. Информационно-пропагандистская работа в сфере деятельности МЧС России: учебное пособие / под общ. ред. С.В. Макаркина. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2012. – 162 с.

13. Собурь С.В. Краткий курс пожарно-технического минимума: Учебно-справочное пособие. – 7-е изд. перераб. – М.: ПожКнига, 2013. – 256 с., ил. – Пожарная безопасность предприятия.

14. Свинаренко А.Г., Кириллов Г.Н. Примерные темы занятий по обучению учащихся образовательных учреждений мерам пожарной безопасности при проведении внеклассных мероприятий. М.: ФГУ ВНИИПО, 2007.

15. Государственный пожарный надзор: Учебник для вузов МЧС России / Под общ. ред. канд. соц-их. наук Г.Н. Кириллова. Спб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006. – 396 с.

16. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Основы пожарной безопасности предприятия. Полный курс пожарно-технического минимума: Учебное пособие. – М.: «Пожнаука», 2006. – 314 с., илл.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: