double arrow

Лекция №5 «Информационная образовательная среда: понятийный аппарат»

Цели:

Образовательные:

  • Дать понятие информационной образовательной среды.
  • Рассказать об особенностях информационной образовательной среды Российского образования.
  • Раскрыть педагогические цели формирования ИОС и основные возможности современной информационной образовательной среды.

Развивающие:

  • Способствовать развитию представления о ИОС.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру мышления бакалавра в аспекте информационной культуры.
  • Способствовать организованности и педагогической ответственности.

План:

  1. Понятие информационной образовательной среды (ИОС). Компоненты ИОС.
  2. Информационная образовательная среда Российского образования. Федеральные образовательные порталы.
  3. Педагогические цели формирования ИОС.
  4. Основные возможности современной информационной образовательной среды.

I. Понятие информационной образовательной среды (ИОС). Компоненты ИОС.

ИОС – это информационно-образовательная среда в логическом единстве информационных и образовательных характеристик.

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Так же, как информационная среда общества, ИОС включает в себя свое (специфически выраженное) информационное содержание и инфраструктуру материально-технологическое обеспечение ее продуктивного функционирования и позитивного воздействия на образование, что нашло выражение в ее определении в Стандарте.

II. Информационная образовательная среда Российского образования. Федеральные образовательные порталы.

Вхождение России в единое мировое информационное пространство ставит серьезные проблемы перед отечественным образованием. Начиная с 80-х годов, сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые 2 года. Изменяется и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшилась с 70 до 40%, прагматических - с 15 до 10%, но возрастает доля новых знаний - с 5 до 15% и знаний, направленных на развитие творческих способностей личности - с 3 до 25%. Современное образование является поддерживающим, перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим.

Такое развитие информационного пространства требует обеспечения как психологической, так и профессиональной подготовленности всех участников образовательного процесса. В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим оказывается изменение отношения людей к информации, которая становится важнейшим стратегическим ресурсом общества. Успешность перехода к информационному обществу существенным образом зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждам информационного общества.

По существу, речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства) обитания российского образования в сопряжении с отечественной наукой и общественной практикой, а также в сопряжении с мировой высшей школой и мировой наукой. Решение этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека в системе образования и для роста качества совокупного общественного интеллекта, что в перспективе окажет свое положительное влияние на все стороны общественной жизни России.

Эффективность процесса информатизации непосредственно зависит от эффективности процессов создания и использования информационного ресурса, т.е. всего информационного потенциала общества. Информационный ресурс фактически есть совокупность информации о прошлом и настоящем опыте человечества, база для воспроизводства новой информации. По развитию информационного общества Россия отстала от многих западных стран. Это можно легко пронаблюдать на примере общего индекса зрелости информационного общества (Information Imperative Index). Он состоит из 20 четко сформулированных показателей из трех областей: социальной, информационной и компьютерной. Социальные показатели состоят из законодательной базы, регулирующих норм и политических факторов. Информационный показатель состоит в основном из сектора информатики и информационного бизнеса (программное обеспечение, мультимедиа и т.д.). Компьютерный показатель отражает объем и насыщенность рынка оборудования, такого как РС, Интернет, мобильные телефоны и пр. Россия находится на 34 месте из 54 стран, т.е. в группе III. Наилучшие показатели в России достигнуты в социальной сфере (20 место), затем идет информационная сфера (32 место), и наихудший уровень наблюдается в компьютерной сфере (46 место). Все это вместе составляет ясную картину, демонстрируя, что телекоммуникационная инфраструктура и аппаратное обеспечение требуют в целом большего развития, чем законодательная база.

III. Педагогические цели формирования ИОС.

В процессе информатизации образования необходимо выделить следующие аспекты:

  • методологический;
  • экономический;
  • технический;
  • технологический;
  • методический.

Проанализируем состояние и развитие каждого аспекта.

Методологический аспект.

Здесь главной проблемой является выработка основных принципов образовательного процесса, соответствующих современному уровню информационных технологий. К сожалению, на данном этапе новые технологии искусственно накладываются на традиционные образовательные формы. Поэтому необходимо найти новые подходы к формированию основных требований к каждому уровню образования. Например, как сочетать традиционные требования умения грамотно писать и считать с возможностями компьютера, который это делает лучше и в силу присущей человеку лени не способствует формированию таких навыков. Аналогичный пример касается чтения. Легкий доступ к информационным ресурсам, создание которых никто не контролирует, атрофирует у человека стремление работать с литературой. Такие же тенденции прослеживаются в области черчения и других дисциплин. Реальные лабораторные исследования заменяются работой в виртуальной среде. Но поскольку технический прогресс остановить невозможно крайне важно выработать новые образовательные стандарты.

Экономический аспект.

Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса.

К сожалению, наша страна активно не участвует в информационной индустрии, что во многом приводит к навязыванию западных стандартов в образовании.

Технический аспект.

В настоящее время создано и внедрено достаточно большое число программных и технических разработок, реализующих отдельные информационные технологии. Но при этом используются различные методические подходы, несовместимые технические и программные средства, что затрудняет тиражирование, становится преградой на пути общения с информационными ресурсами и компьютерной техникой, приводит к распылению сил и средств. Наряду с этим различный подход к информатизации на школьном и вузовском уровнях вызывает большие трудности у учащихся при переходе с одного уровня обучения на другой, приводит к необходимости расходования учебного времени на освоение элементарных основ современных компьютерных технологий.

Отсутствие единой политики в области оснащения техническими и программными средствами в угоду сиюминутной выгоде инициирует использование устаревших информационных технологий, вызывает трудности при переходе с одного уровня обучения на другой, является препятствием для включения в мировую образовательную систему. Очень серьезным моментом, связанным с использованием низкосортной вычислительной техники, является игнорирование вопросов экологической безопасности работы с компьютерами. Этому аспекту за рубежом уделяется серьезное внимание и расходуются значительные средства на проведение в этой области научных исследований и практических мероприятий.

Поэтому необходима интеграция усилий участников образовательного процесса в рамках формирования единого информационного пространства общероссийского и регионального образования на единых концептуальных, методологических и технологических принципах. В связи с этим новизной данного проекта является разработка типовой модели информатизации со всеми компонентами компьютеризации и видами обеспечения. Научно-технический уровень современных базовых информационных технологий образования в общем, соответствует требованиям, предъявляемым прикладными информационными технологиями. Проблема заключается в недостаточном уровне проработки методологических вопросов.

При этом, как показывает анализ, огромные средства затрачиваются во всем мире на разработку многочисленных конкретных прикладных систем и уделяется совершенно недостаточное внимание методическим вопросам.

Технологический аспект.

Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, они порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.

Методический аспект.

Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации - данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам) должны стать основой поддержки процесса образования.

Усиление роли самостоятельной работы обучаемого позволяет внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения, активизировать мотивацию познавательной деятельности в процессе обучения.

Основные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе:

Информационная перегрузка - это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;

Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:

  • доступ к большому объему учебной информации;
  • образная наглядная форма представления изучаемого материала;
  • поддержка активных методов обучения;
  • возможность вложенного модульного представления информации.

Выполнение следующих дидактических требований:

  • целесообразность представления учебного материала;
  • достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
  • многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
  • своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;
  • протоколирование действий во время работы;
  • интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;
  • наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.

Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики.

Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет:

  • большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
  • возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
  • регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
  • самоконтроля;
  • доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;
  • поддержки активных методов обучения;
  • образной наглядной формы представления изучаемого материала;
  • модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
  • развития самостоятельного обучения.

Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:

  • психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;
  • культурные, угрожающие самобытности обучаемых;
  • социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;
  • политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;
  • этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.

В этих условиях информатизация образования должна быть управляемой.

Наиболее важным при использовании компьютерных технологий являются следующие дидактические требования:

  • целесообразность представления учебного материала;
  • достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
  • многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
  • своевременность и полнота контрольных вопросов;
  • протоколирование действий во время работы;
  • интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом.

В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий:

  • Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой: компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;
  • диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;
  • тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;
  • лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;
  • экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;
  • базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;
  • прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (об работку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).

Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на CD-ROM.

Интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях.

Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.

Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.

Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.

Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам.

Геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных. В итоге удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явления или ситуации, а каждый последующий - задает один из аспектов, процессов или явлений.

Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от искажений при передаче, от подслушивания и т.д.).

При создании компьютерных обучающих средств могут быть использованы различные базовые информационные технологии. Новые возможности, открываемые при внедрении современных информационных технологий в образовании, можно проиллюстрировать на примере мультимедиа-технологий. Появилась возможность создавать учебники, учебные пособия и другие методические материалы на машинном носителе. Они могут быть разделены на следующие группы:

Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим числом иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер. При ограниченном количестве материала такой учебник может быть реализован в прямом доступе пользователя к серверу.

Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала, выполненные на CD-ROM. Наряду с основным материалом они содержат средства интерактивного доступа, анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Такие учебники могут иметь не только образовательное, но и художественное назначение. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д.

Современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследовательских работ. Они реализуют моделирование как процессов, так и явлений, т.е. создают новую учебную компьютерную среду, в которой обучаемый является активным участником и может сам вести учебный процесс.

Системы виртуальной реальности, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир. Для грамотного использования мультимедиа-продуктов этого типа крайне важно изучение их психологических особенностей и негативных воздействий на обучаемого.

Системы дистанционного обучения. В сложных социально-экономических условиях дистанционное образование становится особенно актуальным для отдаленных регионов, для людей с малой подвижностью, а также при самообразовании и самостоятельной работе учащихся. Эффективная реализация дистанционного обучения возможна лишь при целенаправленной программе создания высококачественных мультимедиа-продуктов учебного назначения по фундаментальным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Это требует значительных финансовых средств и пока не окупается на коммерческой основе, необходимы существенные бюджетные ассигнования в эту область. Реализация такой программы позволит по-новому организовать учебный процесс, увеличив нагрузку на самостоятельную работу обучаемого.

IV. Основные возможности современной информационной образовательной среды.

Цель информатизации общества- создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества.

Образовательная система в таком обществе должна быть системой опережающей. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования в широком использовании информационных технологий.

В процессе информатизации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера - это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. Например, преподаватель не может наглядно продемонстрировать большинство физических процессов без компьютерного моделирования. С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной.

Современные инструментальные средства позволяют реализовать всю гамму компьютерных обучающих средств. Однако их использование требует достаточно высокой квалификации пользователя.

Большая часть учебных программных продуктов представляет собой аналоги существующих учебников. Более правильным является использование информационных технологий для изучения процессов и явлений, не поддающихся визуальному исследованию и изучению на основе существующих образовательных технологий. Другой сферой применения информационных технологий является домашнее образование.

Одним из направлений информатизации сферы образования, предлагаемых компанией ИВИТО (Интеграция и внедрение информационных технологий в образование) является разработка и поставка комплексных решений, включающих аппаратное и программное обеспечение, а также методическое сопровождение.

Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей. Большинство учебных заведений имеет собственные сайты.

Все существующие образовательные сайты можно разделить на две группы: «стихийные» и «организованные».

«Стихийные» сайты, пользующиеся большой популярностью, содержат рефераты, курсовые, дипломы и т.п. Они однотипны по своей структуре, как правило, включают тематические рубрики

«Организованные» сайты, имеют определенную структуру, направленную на решение ряда образовательных задач, и ориентированы на более широкий круг пользователей (преподавателей, учащихся, родителей). Следует отметить, что дистанционное образование в Интернете, является бурно развивающимся направлением, приносящим большой доход. Основные достоинства такого обучения: низкая себестоимость, большая пропускная способность и интеграция в мировое образовательное пространство.

Лекция №6 «Информационная инфраструктура образовательного учреждения».

Цели:

Образовательные:

  • Рассказать об информационной инфраструктуре образовательного учреждения.
  • Познакомить с программными комплексами, а также предметно-практической информационной средой образовательного учреждения.

Развивающие:

  • Развитие умений ориентирования и взаимодействия с ресурсами информационной образовательной среды, осуществления выбора различных моделей использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с учетом реального оснащения образовательного учреждения.

Воспитательные:

  • Организация информационной и коммуникационной среды обучения.
  • Формирование среды взаимодействия группы.
  • Организация личного информационного пространства обучающегося.

I. Информационная образовательная среда как средство организации информационной деятельности преподавателя и обучающегося.

II. Программные комплексы для организации информационной среды школы, вуза. Предметно-практическая информационная образовательная среда.

III. Информационные интегрированные продукты, позволяющие сформировать электронную образовательную среду.

I. Информационная образовательная среда как средство организации информационной деятельности преподавателя и обучающегося.

В процессе информатизации целенаправленно и планомерно происходит развитие компьютерной базы, информационно-коммуникационной инфраструктуры, приобретение лицензионного программного обеспечения, оборудование классов открытого компьютерного доступа, электронный документооборот, создание электронных систем, баз данных для администрирования и многое другое, что приводит к созданию высокотехнологичной информационной среды, реализуемой на базе новейших технических и программных средств и технологий. Информационное взаимодействие образовательного назначения в условиях высокотехнологичной информационной среды изменяется по структуре, содержанию и видам информационной деятельности.

Структура информационного взаимодействия образовательного назначения изменяется, так как появляется интерактивный партнер для учащегося и преподавателя, роль которого смещается в направлении кураторства, обеспечения продвижения обучающегося на пути освоения знания, «навигации» в информационной среде. Время, затрачиваемое ранее преподавателем на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Роль учащегося как «потребителя» фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации также меняется. Он переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки (возможно, в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени) и передачи. Применение учебной информации, добытой обучающимся самостоятельно, переводит процесс обучения на уровень «активного преобразования информации». При этом важна организация как индивидуальных, так и групповых, а также коллективных форм и видов учебной деятельности с использованием средств информатизации («внешний» диалог).

Средство обучения, функционирующее на базе ИКТ, является не только партнером по информационному взаимодействию, но и источником учебной информации значительного объема и различного уровня – как по сложности, так и по содержанию. При этом содержание учебной информации обучаемый может выбрать сам, сообразно своим предпочтениям и уровню подготовленности. Под учебной деятельностью, реализующейся в высокотехнологичной информационной среде, будем понимать динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информационных и коммуникационных технологий, направленную на достижение учебных целей. Встраиваемость возможностей ИКТ в обучающие средства и системы, моделирующие и имитирующие на экране учебные сюжеты, объекты, процессы, явления, обеспечивает реализацию новых видов учебной деятельности как по форме, так и по методам представления и извлечения знания.

II. Программные комплексы для организации информационной среды школы, вуза. Предметно-практическая информационная образовательная среда.

Информационная политика школы всегда связана с определением общей стратегии, а также путей и способов распространения информации об учреждении – внутри, для участников образовательного процесса, или вне – для партнеров, для социума. Основа информационной политики – грамотное и целенаправленное использование информационных технологий, информатизация образовательного процесса и процесса управления образовательным учреждением.

Говоря об информатизации, мы понимаем, что это не только создание и развитие технической базы. Это в первую очередь формирование новой образовательной политики, политики программируемого изменения информационной основы различных сторон педагогической и администраторской деятельности, замена в допустимых пределах «бумажной» информации несравненно более эффективными методами, широкое распространение достоверной и доступной информации о школе в социуме. Очень важно осознавать, что использование новых информационных технологий только в том случае ведёт к решению острых проблем современного образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической – и даже существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы. Приоритетный национальный проект «Образование» особое внимание уделяет внедрению передовых информационных технологий в систему школьного образования. Исключительно важное место в процессе информатизации обучения принадлежит новейшим технологиям и созданным на их основе программно-аппаратным комплексам. В 2007 году в школах ряда регионов России появились программно-аппаратные комплексы AFS (All For School – Все для школы).

Компания «Доцент» разработала уникальный программно-аппаратный комплекс – первый из ряда инновационного учебного оборудования, выпускаемого под зарегистрированной торговой маркой AFS (All For School – Все для школы). Разработка учебного оборудования марки AFS осуществляется под научным руководством ведущих специалистов Московского государственного университета и Московского педагогического государственного университета. Комплекс прошел сертификацию, гарантиями его качества являются свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ, патент № 73530 на полезную модель, сертификат соответствия о проведении метрологических исследований технических характеристик, сертификат Системы сертификации «Учсерт» РАО, сертификат соответствия ГНИУ «Институт информатизации образования» РАО, сертификаты соответствия системы сертификации ГОСТ Р Госстандарта России и санитарно-эпидемиологические заключения.

Программно-аппаратный комплекс AFS - это комплект цифрового оборудования, программного обеспечения «Инновационный школьный практикум» и методических материалов. Он предназначен для проведения экспериментов на уроках физики, химии и биологии. Цифровая лаборатория AFS дает возможность снимать данные, используя ряд датчиков: температуры, напряжения, магнитного поля, звука, движения, ускорения, электрической проводимости и другие. Значения измерений через систему сбора данных поступают в компьютер, и затем исследуемые параметры отображаются на экране монитора в графическом, табличном и аналитическом видах. Программное обеспечение комплекса полностью соответствует современным образовательным стандартам. Программное обеспечение «Инновационный школьный практикум», выполненное в среде графического программирования LabVIEW, позволяет наилучшим образом совместить мощную программную платформу с удобным в работе оборудованием и интуитивно понятным пользовательским интерфейсом. В настоящее время в компании ведутся работы по совершенствованию программно-аппаратного комплекса AFS, расширению состава экспериментов, и в будущем ожидается выпуск новых версий программного обеспечения «Инновационный школьный практикум».

Программный комплекс “Учебный мониторинг” обеспечивает согласованную работу школьников в компьютерном классе, сбор и хранение учебных достижений каждого ученика.

III. Информационные интегрированные продукты, позволяющие сформировать электронную образовательную среду.

Развитие новых информационных технологий, подключение всех образовательных учреждений к сети Интернет влечёт за собой становление принципиально новой образовательной системы, новых принципов и стратегий управления образовательным учреждением. В этой ситуации должны быть решены не только проблемы содержания образования на современном этапе, но и вопросы соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся, учителя и образовательной среды. Каковы же инструменты реализации информационной политики современной школы? Назовем некоторые из них.

Сайт школы как элемент информационной политики. Школьный сайт сегодня – это важнейший инструмент, с помощью которого школа может заявить о себе «городу и миру». Грамотный, информационно насыщенный, удовлетворяющий запросы информационных пользователей, живой, регулярно обновляющийся, имеющий полноценно действующие средства обратной связи для ведения диалога с посетителями, способный представить школу как неповторимую образовательную сущность и как государственное учреждение, выполняющее госзаказ в области воспитания и обучения детей, – именно такой сайт может стать инструментом диалога школы с родителями, партнерами, социумом. Именно такой сайт – это гарантия открытости школы, потому что он демонстрирует следующие компоненты: правовые основы деятельности (документы, регламентирующие деятельность ОУ:

  • устав, образовательную программу, учебный план, различные локальные акты – положения, правила, требования);
  • особенности содержания образования (характеристику учебных программ, предполагаемые образовательные результаты, используемые учебники, сочетание основного и дополнительного образования);
  • систему воспитательной работы (ценностно-смысловые основы воспитания, организацию досуга детей, систему школьного самоуправления, традиции и праздники);
  • достижения школьного коллектива (на уровне образовательного учреждения, педагогического коллектива, детского сообщества);
  • уровень и качество образования (результаты различных оценочных процедур, в том числе единого государственного экзамена, аккредитационной экспертизы, независимых исследований качества образования, а также продукты деятельности детей – проекты, рефераты, творческие работы, отчеты о деятельности различных детских объединений);
  • профессиональный уровень педагогического коллектива (содержание методической и опытно-экспериментальной работы, методические разработки педагогов);
  • возможности службы сопровождения (работа психолога, социального педагога, логопеда, информация по возможностям продолжения образования);
  • информацию о жизни школы (событийный ряд, демонстрирующий, чем живет школа, что происходит в ее стенах).
  • Только сайт с такой содержательной наполненностью, динамичный, регулярно обновляющийся, живой, а не сухая, статичная визитка может стать инструментом информационной политики школы, работающим на ее престиж, обеспечивающим открытость и способствующим распространению культурно-образовательных идей.

Ежегодный информационный доклад. Этот важнейший инструмент информационной политики школы у нас пока не очень распространен. Зато в школах большинства стран Европы это непременный элемент диалога школы с социумом. Готовится он в конце учебного года и представляется в разных формах всем заинтересованным лицам (через сайт, публичные выступления директора школы перед родителями и местным сообществом; кроме того, может оформляться отдельным печатным изданием и рассылаться различным адресатам, заинтересованным в информации о школе).

Ежегодный информационный доклад отражает основные результаты деятельности образовательного учреждения за год (учебные, воспитательные, финансово-хозяйственные и пр.), характеризует достижения школы, ее учащихся, педагогов, всего коллектива.

Рекламно-информационные материалы о школе. Это буклеты, листовки, дайджесты, информационные стенды. Все они должны быть адресными, т.е. ориентированными на конкретного потребителя информации или конкретную ситуацию.

В заключение нужно сказать, что современная школа имеет множество инструментов и возможностей для реализации информационной политики.

Главное, о чем мы должны помнить: грамотная информационная политика учреждения – это его имидж, его отношения с социальными партнерами, в конечном счете – его авторитет в глазах потребителей и социальных партнеров.

Информационная политика образовательного учреждения определяет успешность и продуктивность его диалога с социумом.

В построении моделей взаимодействия, реализуемых на базе ИКТ, следует выделить два базовых класса задач, решаемых с помощью образовательной коммуникации. Первый – связан с первоначальной передачей социального опыта от педагогов обучающимся, формированием компетентностей на основе системы знаний, умений и навыков, с

воздействием на становление ценностных позиций. Второй класс задач определяет основы функционирования виртуального коммуникационного поля образовательного учреждения, инфраструктуры, на базе которой осуществляется диалог (в широком смысле слова) субъектов образовательного процесса.


Сейчас читают про: