Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)

Понятие, признаки и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства). Способы предупреждения экономической несостоятельности (банкротства). Досудебное оздоровление. Основания признания субъектов хозяйствования экономически несостоятельными (банкротами). Процедуры банкротства. Защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение. Органы управления в процедуре банкротства. Правовое положение антикризисного управляющего. Собрание кредиторов. Особенности банкротства организаций. Упрощенные процедуры банкротства.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими экономическую несостоятельность (банкротство) являются: ГК РБ, ХПК РБ, Закон РБ «Об экономической несостоятельности, банкротстве» от 18.07.2000 г. № 423-3, Указ Президента РБ «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 г. № 508.

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника.

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника.

Целью института банкротства является защита прав и законных интересов имущества кредиторов, должника, иных заинтересованных лиц.

Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами, согласно нормам законодательства. В соответствии со статьёй 61 ГК РБ экономически несостоятельными (банкротами) могут быть признаны коммерческие организации за исключением казенных предприятий, потребительских кооперативов, фондов. Указ Президента РБ №508 содержит специальные нормы, которые не допускают применения процедуры банкротства к субъектам естественных монополий, режимным объектам, объектам, находящимся только в собственности государства.

Дело о банкротстве возбуждается на основе письменного заявления, подаваемого в хозяйственный суд.

Заявление о банкротстве может подать сам должник, кредиторы, уполномоченные государственные органы, прокурор. Не может обратиться в хозяйственный суд с заявлением кредитора граждане, перед которым должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредители должника юридические лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия.

В зависимости от субъекта, инициирующего возбуждение дела о банкротстве, выделяют: заявление должника и заявление кредитора.

Лица, инициирующее возбуждение дела о банкротстве обязаны направить копии заявления всем лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Основанием обращения в хозяйственный суд с заявлением должника является его устойчивое или потенциальная неплатежная способность, даже если он находиться в процессе ликвидации. В заявлении должника должны быть указаны:

1. сведения по некоторым категориям задолженности.

2. обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

3. сведения об исках и исполнительных документах в отношении должника.

4. сведения об активах должника.

5. сведения о банковских счетах должника.

И иные сведения, подтверждающие основания для подачи заявления должника.

К заявлению должника следует прилагать документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывается заявление должника.

Основаниями для подачи заявления кредитора могут быть:

· наличие у кредитора достоверных данных об устойчивой или потенциально-устойчивой неплатежеспособности должника.

· либо применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 1 месяца за неимением имущества, либо выявление в процессе принудительного исполнения, что должник не обладает имуществом, достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований.

· неисполнение должником платежного обязательства в течение срока, установленного кредитором для погашения задолженности.

· невыплата денежных средств кредитору по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

· недостаточность стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

· сообщение должником кредитору в хозяйственный суд или СМИ о своей устойчивой или потенциальной неплатежеспособности.

Все или несколько кредиторов может обратиться в хозяйственный суд с совместным заявлением объединив свои требования к должнику.

Вопросы о принятии заявления о банкротстве решается не позднее 5 дней со дня поступления указанного заявления в хозяйственный суд в судебном заседании с участием кредитора, должника и иногда представителей специального уполномоченного органа.

закон обязывает собственника, учредителей, государственные органы принимать своевременные меры по предотвращению банкротства. С этой целью проводятся досудебные оздоровления. Порядок его проведения установлен в Указе Президента РБ №508.

В период досудебного оздоровления возможны изменения состава и структуры управления юридическим лицом, взысканию дебиторской задолженности, привлечение инвестиций, реструктуризация кредиторской задолженности, представление кредитов в суд, реорганизация юридических лиц и иные меры.

цель досудебного оздоровления не допустить банкротства субъектов хозяйствования.

Закон предусматривает следующие процедуры банкротства:

1. защитный период.

2. конкурсное производство.

3. мировое соглашение.

защитный период применяется к должнику с момента принятия судом заявление о банкротстве. Срок защитного периода до 3 месяцев. Если не завершено судебное оздоровление – до 3 лет.

Суд назначает временно управляющего. Права и обязанности временного управляющего определены законом в статьях 75,76.

Хозяйственная деятельность должника в защитный период не прекращается. Органы управления продолжают деятельность, но с ограничениями. В процессе защитного периода управляющий проводит анализ финансового состояния, и платежеспособности должника с целью выяснить имеются ли основания для возбуждения конкурсного производства и возможно ли восстановить платежеспособность. По окончанию защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве и отчет управляющего. Если в защитный период платежеспособность удаётся восстановить, то суд прекращает производство по делу о банкротстве. Если платежеспособность имеет устойчивый характер, то суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства.

Конкурсное производство – собственная процедура банкротства. Она включает в себя санацию и ликвидационное производство.

Цель конкурсного производства – максимальное удовлетворение требований кредиторов, защита прав должника, кредиторов. Сроки конкурсного производства составляют при проведении санации 22 месяца, при ликвидационном производстве 16 месяцев.

После открытия конкурсного производства:

o органы управления должника отстраняются, и управление делами возлагается на конкурсного антикризисного управляющего, который назначается хозяйственным судом.

o Право управления имуществом переходит к управляющему.

o Назначается время и место первого собрания кредиторов. Кредиторы составляют реестр требований. Свои требования кредиторы должны защитить в хозяйственном суде.

o В течение 30 дней после открытия конкурсного производства конкурсный управляющий должен разработать и представить собранию кредиторов план санации, либо разработать план ликвидации. Эти планы могут быть разработаны как альтернативные.

Собрание кредиторов рассматривает предложение управляющего и принимает решение, либо об утверждении плана санации, либо об утверждении плана ликвидации, либо заключении мирового соглашения и так далее.

Хозяйственный суд на основании решения собрания кредиторов может принять одно из решений:

1. Об экономической несостоятельности с санацией.

2. О банкротстве и открытии ликвидационного производства.

3. Об утверждении мирового соглашения.

Санация – процедура конкурсного производства, которая предусматривает переход права собственности, изменение договорных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию, оказание финансовой помощи должников.

Цель санации: восстановление устойчивой платежеспособности и урегулирование отношений должника с кредиторами. В процессе конкурсного производства интересы кредиторов представляет собрание и комитет кредиторов.

В законе о банкротстве предусматривается примерный перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, к ним относятся:

· Ликвидация дебиторской задолженности.

· Исполнение обязательств должника унитарного предприятия или третьим лицом.

· Предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при департаменте по санации и банкротству.

· Перепрофилирование производства.

· Закрытие не рентабельных производств.

· Продажа части имущества должника.

· Уступка требования должника.

· Предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций.

· Продажа предприятия должника и другие меры, не противоречащие законодательству.

в ходе санации управляющий ежеквартально представляет комитету кредиторов отчет по своей деятельности. По требованию суда управляющий должен также предоставлять сведения о ходе санации в хозяйственный суд. По истечении срока санации управляющий должен отчитаться перед собранием кредиторов. Отчет управляющего вместе с реестром требований кредиторов, балансом должника на последнюю отчетную дату и протокол собрания кредиторов и отправляется в суд для рассмотрения.

По результатам рассмотрения суд выносит одно из следующих решений:

· Об утверждении отчета. В этом случае процедура санации прекращается в связи с восстановление платёжеспособности, и должник обязан рассчитаться с кредиторами в течение 12 месяцев.

· Об отказе утверждения отчета. И открытии ликвидационного производства.

· О продлении срока санации.

· Об утверждении мирового соглашения.

Ликвидационное производство открывается судом после принятия решения об открытии ликвидационного производства. Ликвидационное производство не применяется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства по государственным и международным заказам.

Управляющий осуществляет продажу имущества, а также требований должника на торгах.

Расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, предусмотренном законом. Вне очереди производятся выплаты судебных издержек, вознаграждение управляющему, а также все платежи по обязательствам, возникшим в период санации. Затем в соответствии с реестром требований производятся расчеты с кредиторами. Требования кредиторов и каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

При недостаточности денежных средств должника эти средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди, пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Требования не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества должника, признается судом погашенным. Управляющий ежемесячно представляет отчеты о ходе ликвидационного производства, собранию кредиторов по требованию суда также в суд.

По завершению расчетов с кредиторами управляющий предоставляет в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства, к которым прилагаются:

· Документы, подтверждающие продажу имущества должника.

· Реестр требований кредитора с указанием размера погашенных требований.

· Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

· Документы, содержащие сведения об оставшемся после погашения требований кредиторов имущества должника.

Хозяйственный суд рассматривает отчет управляющего по итогам ликвидационного производства. В случае, если отчет признается обоснованным хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. На основании этого определения в единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вноситься запись о ликвидации должника.

Мировое соглашение – процедура банкротства в виде соглашения между должником и кредиторами об уплате долгов.

Мировое соглашение может быть соглашено на любой стадии дела о банкротстве после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Требования к содержанию и форме мирового соглашения содержаться в законе. Мировое соглашение заключается в письменной форме и подлежит обязательному утверждению хозяйственным судом.

После утверждения мирового соглашения суд прекращает производство по делу о банкротстве.

Односторонний отказ от выполнения мирового соглашения не допускается. Хозяйственный суд вправе отказать в утверждении мирового соглашения по основаниям, содержащимся в законе. Мировое соглашение может быть признано также не действительным по заявлению должника кредитора и других заинтересованных лиц. В этом случае производство по делу о банкротстве возобновляется.

Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению хозяйственного суда в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношение не менее 1\3 требований кредитора.

Расторжение мирового соглашения в отношении отдельного кредитора не влечет расторжение мирового соглашения в отношении отдельных кредиторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: