В китайской философии и мифологии

Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и кос­мосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин; ци; шэнь.

Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого орга­низма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:

· "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетичес­кая программа, физические данные;

· "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения).

Энергия ци подразделяется на:

· вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приоб­ретают материальную форму;

· духовную ци - душу человека и других живых существ.

Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и мо­рально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, сла­бый, неудачливый - "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобож­дение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, ко­торая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:

· ян - мужская сексуальная энергия;

· инь - женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на муж­чин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активно­му мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пас­сивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тайцзи" - единство, борьба, взаимопроникнове­ние и взаимодополнение ян и инь.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:

· не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность челове­ка не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

· начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с мо­мента зачатия;

· не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью - "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, со­храняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан - в зависимости от поведения его потомков;

· выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

· воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми суще­ствами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;

· призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Главными условиями долголетия в Китае считаются:

· поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оп­тимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избе­гание общения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;

· работа над своим телом и душой - "син чун" - окультуривание себя; t/ работа над судьбой, принесение пользы обществу - "мин чун";

· соблюдение общественных порядков;

· употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;

· проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка ду­ховной энергией Китая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: