В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
- XV - VI вв. до н. э. - ведический период
- VI - II вв. до н. э. - эпический период;
- II в. до н. э. - VIIв. н. э. - эпоха сутр.
Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
- "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
- описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
· книги лесных отшельников ("араньяки");
- философские комментарии к Ведам ("упанишады").
До наших дней дошло всего четыре Веды:
· Ригведа;
· Самаведа;
· Яджурведа;
· Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дословно с санскрита - "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: буддизм; джайнизм; чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешика; ньяя; миманса; санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр ( IIв. до н. э. - VIIв. н. э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.
В XVIII - XX вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).