Общее понятие и основные постулаты легизма

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фанзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н.э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обще­ством?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государ­ственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизма являются следующие:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

- как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

- чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государ­ственное вмешательство в общественные отношения; государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопос­лушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным стимулом правомерного поведения большинства людей яв­ляется страх перед наказанием;

- основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно приме­няться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

- государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

- государство - главный регулирующий механизм общества и, следова­тельно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, эконо­мику, личную жизнь граждан.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: