Отразившиеся в китайской философии

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ХАРАКЕТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

PVIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших нацио­нальных философских школ;

PIII - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

PXX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижения­ми европейской и мировой философии.

ОСНОВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм; конфуцианство; легизм. Меньшее распространение получили: моизм; натурфилософия; номинализм.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

· чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в резуль­тате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствован­ный Китаем);

· неодаосизм;

· неоконфуцианство.

В XX в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями: христианской религии; марксизма; ведущих европейских философов; американской философии прагматизма.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КИТАЙСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ,

ОТРАЗИВШИЕСЯ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

· восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;

· понимание отдельных событий, истории в целом как циклического про­цесса;

· осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

· восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

· консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

· невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

· осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против при­родной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с навод­нениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда - уважение и тре­пет перед организующей силой - государством;

· восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государ­ства как единого целого; распространение в обществе вертикальных свя­зей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обо­жествление должности и личности императора, его власти;

· конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

· понимание жизни, прежде всего, как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально про­должить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отноше­ния к окружающей действительности);

· восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

· уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: