Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ХАРАКЕТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
PVIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
PIII - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
PXX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
ОСНОВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ
Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм; конфуцианство; легизм. Меньшее распространение получили: моизм; натурфилософия; номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
· чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем);
|
|
· неодаосизм;
· неоконфуцианство.
В XX в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями: христианской религии; марксизма; ведущих европейских философов; американской философии прагматизма.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КИТАЙСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ,
ОТРАЗИВШИЕСЯ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:
· восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;
· понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
· осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
· восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
· консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
· невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
· осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством;
· восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
|
|
· конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
· понимание жизни, прежде всего, как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);
· восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
· уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").