Механизм функционирования института саморегулирования на фондовом рынке

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг – это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рыка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

Важнейшим актом, в котором получили свое закрепление отдельные принципы создания и функционирования таких организаций, является Концепция развития рынка ценных бумаг, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 1008.

В соответствии с Концепцией предполагается использование саморегулирования рынка, создаваемого при помощи государства и под его контролем. Саморегулирование в соответствии с Концепцией следует рассматривать как процесс делегирования полномочий от государственных институтов – к институтам негосударственным. При этом государственный орган оставляет за собой право контролировать качество и эффективность внутренних документов этих организаций, оценивать их с точки зрения непротиворечивости законодательству, а в случае необходимости вмешиваться – вплоть до отмены или приостановления действия документов, принятых с превышением полномочий или нарушающих требования законодательства.

В развитие норм закона и Концепции ФКЦБ России разработала два положения, которые были утверждены Постановлением ФКЦБ России от 1 июля 1997 г. № 24: Положение о саморегулиремых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положение о лицензировании саморегулиремых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

При разработке этих документов учитывались нормы гражданского законодательства, регулирующие порядок создания и деятельность некоммерческих организаций.

Участники саморегулируемой организации в соответствии с законом вступают в нее добровольно, но при этом обязуются выполнять устанавливаемые ею требования и стандарты.

Основными функциями саморегулируемой организации являются:

§ обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке;

§ соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке;

§ защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования;

§ защита интересов клиентов профессиональных участников;

§ установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением.

Права саморегулируемой организации:

§ получать информацию по результатам проверок своих членов со стороны федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

§ разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

§ осуществлять контроль над соблюдением своими членами вышеназванных правил, стандартов и операций;

§ разрабатывать учебные планы и программы, осуществлять профессиональную подготовку сотрудников для работы на рынке ценных бумаг;

§ выдавать квалификационные аттестаты.

Для учреждения саморегулируемой организации требуется не менее 10 профессиональных участников, статус саморегулируемой организации присваивается на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Организация должна разработать совокупность правил и положений, в частности:

§ правила, ограничивающие манипулирование ценами;

§ правила вступления и выхода из организации;

§ порядок получения доходов и осуществления расходов в организации;

§ порядок ведения и виды документации;

§ правила защиты прав клиентов;

§ порядок проведения необходимых проверок.

В соответствии с Положениями саморегулируемым организациям предоставляются достаточно широкие регулятивные полномочия, государство оставляет за собой право контролировать их деятельность в части реализации указанных полномочий и требовать корректировки их деятельности в случае отклонения от заданных параметров.

Контрольные функции государственных органов в системе саморегулирования приобретают наиболее важное значение, поскольку позволяют не только отслеживать негативные тенденции в деятельности саморегулируемых систем, но и своевременно осуществлять необходимое вмешательство в их деятельность.

Саморегулируемые организации осуществляют, в свою очередь, контроль над деятельностью своих членов. Таким образом, строится многоуровневая система контроля на рынке: Федеральная служба – саморегулируемые организации – профессиональные участники (сотрудник-контролер в штате профессионального участника). При этом важно подчеркнуть, что саморегулируемые организации осуществляют контроль над исполнением не только своих внутренних документов, но и требований федерального законодательства о ценных бумагах, нормативных актов Федеральной комиссии. Такая система контроля является достаточно эффективной, поскольку позволяет снизить расходы государственных органов по сбору и обработке информации о субъектах рынка, а также проводить единую государственную политику в данной сфере.

Для таких организаций определены следующие важные направления контроля:

§ за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии, своих учредительных и внутренних документов;

§ за соблюдением их членами финансовых, организационно-технических, специальных и иных требований, установленных ФСФР, включая нормативы достаточности их собственных средств;

§ за наличием квалификационных аттестатов у руководителей и специалистов членов саморегулируемой организации;

§ за участием своих членов в специальных гарантийных и страховых фондах, создаваемых в целях компенсации рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Помимо деятельности своих членов саморегулируемые организации должны также контролировать деятельность тех, кто подал заявление на вступление в состав данной организации (предварительный контроль).

Для более эффективной системы контроля в рамках саморегулирования саморегулируемые организации создают следующие внутренние подразделения (органы), действующие на постоянной основе:

§ мониторинга и контроля над деятельностью своих членов;

§ дисциплинарный комитет.

Основная обязанность первого из них – проведение проверок (как плановых, так и внеплановых), сбор и анализ информации, в том числе и на основе поступающей от них регулярной отчетности.

Дисциплинарный комитет должен рассматривать дела о нарушениях членов саморегулируемой организации и в случае установления факта нарушения применять к ним санкции, установленные внутренними документами (например, Дисциплинарным кодексом организации).

По результатам проведенных проверок саморегулируемая организация (дисциплинарный комитет) вправе применять к нарушителям следующие санкции:

§ письменное предложение устранить допущенные нарушения с опубликованием информации об этом или без опубликования;

§ наложение штрафа;

§ направление представления в ФСФР России об аннулировании лицензии на право осуществления профессиональной деятельности;

§ исключение из числа членов организации или приостановление членства.

Кроме этого, она вправе также назначать и отзывать инспекторов для осуществления контроля над деятельностью отдельных ее членов; проводить проверки по жалобам граждан и организаций о неправомерных действиях ее членов.

К 1996 г. в России возникают саморегулируемые организации. Это объединение брокеров при крупных эмитентах, ассоциации инвестиционных фондов. Крупнейшие из них: «Скиф», «НАУФОР» (национальная ассоциация участников фондового рынка). Также весьма активной саморегулируемой организацией является «ТАЦ» – некоммерческая организация, поставившая главной задачей создание эффективной и прозрачной системы исполнения сделок, ускорение процесса регистрации и снижение транзакционных издержек. «ТАЦ» включает семь крупных организаций, занимающихся регистрационной, депозитарной, операционной деятельностью, а также деятельностью трансфер-агентства (прием документов от депозитариев).

Необходимость введения института саморегулирования обусловлена рядом причин. Основная из них – государство и профессиональные участники фондового рынка имеют совпадающие интересы: повышение надежности и ликвидности фондового рынка, развитие рыночной инфраструктуры, совершенствование правовой базы. Другая причина – недостаточное количество бюджетных ресурсов, направляемых на развитие и регулирование фондового рынка. Институт саморегулирования способствует минимизации затрат из бюджета при создании удобных и безопасных условий работы.

Саморегулирование рынка ценных бумаг как процесс делегирования полномочий государственными структурами является негосударственным при полном контроле государства за внутренней документацией саморегулируемой организации вплоть до отмены или приостановления ее деятельности.

Государство – крупнейший покупатель и продавец ценных бумаг. Поэтому оно активизирует свою политику, привлекает иностранных инвесторов и совершенствует свою деятельность по управлению фондовым рынком. Государство играет двойственную роль. С одной стороны, оно имеет статус инвестора, а с другой – императивный статус. Государственная концепция развития РЦБ до сих пор совершенствуется.

Основными ее принципами являются:

1) единство информативно-правовой базы (основные источники – «Российская газета», журнал «Рынок ценных бумаг»);

2) поощрение развития институтов саморегулирования;

3) обеспечение равных возможностей участия в работе на фондовом рынке всем экономическим субъектам;

4) соблюдение преемственности государственной политики на фондовом рынке;

5) использование международного опыта регулирования фондовых рынков в промышленно развитых странах.

Экономическая практика показывает, что там, где контроль над фондовым рынком находится только в руках государства, он недостаточно эффективен. Санкции саморегулируемых организаций обычно более строгие и действенные.

Первыми саморегулируемыми организациями можно назвать фондовые биржи, которые торгуют ценными бумагами с XVII в. Уже тогда появился определенный набор правил, тогда как правительственное регулирование процедур купли-продажи ценных бумаг появилось лишь в XX в. Биржи определяли, как будут проходить торги, как будут заключаться и осуществляться сделки, какие правила должны соблюдать брокеры, какую информацию необходимо давать инвесторам.

В современных условиях механизм саморегулирования фондового рынка выходит на международный уровень. Ведущей– саморегулируемой организацией на мировом рынке является финансовый институт по ценным бумагам ИСМА. Целями его деятельности являются:

§ надзор за соблюдением регулирующих рамок на фондовых рынках;

§ предоставление помощи национальным профессиональным участникам РЦБ (консультативной, технической);

§ развитие отношений между членами института и национальными, преимущественно развивающимися рынками капитала.

В сентябре 1991 г. ИСМА становится членом Международного Совета ассоциаций по ценным бумагам (ИССА). ИССА – это объединение неправительственных саморегулируемых организаций, которое видит свою главную цель в оказании помощи перспективным растущим молодым рынкам. В этой организации действуют правовые нормы Европейского Союза. Соблюдаются принципы «делегированной и ограниченной компетенции».

Делегирование компетенции означает, что все решения, принимаемые ИСМА и ИССА должны иметь правовое основание, установленное в заключенных договорах.

Ограничение компетенции означает, что они не могут выходить за пределы своей компетенции.

Таким образом, государственное регулирование и саморегулирование фондового рынка представляет собой два необходимых и взаимообусловленных элемента, без функционирования которых невозможно эффективное развитие механизма регулирования РЦБ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: