Виды уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Направление современной уголовно-правовой политики в части расширения перечня наказаний, альтернативных лишению свободы, предопределяется необходимостью модернизации порядка исполнения наказаний без изоляции осуждённых от общества.

В действующем УК РФ (ст. 44) дан исчерпывающий перечень наказаний, объединённых в единую логически выстроенную систему.

К наказаниям, исполнение которых не предполагает изоляцию осуждённого от общества, отнесено:

1) штраф (ст. 46 УК РФ) — денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ;

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) — которое состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ) — наказание назначается при осуждении за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления с учетом личностных характеристик виновного;

4) обязательные работы (ст. 49 УК РФ) — выполнение осужденными в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ;

5) исправительные работы (ст. 50 УК РФ) — назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его;

6) ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) — назначаемые осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту вместо исправительных работ;

7) ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) — содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора;

8) принудительные работы (ст.53.1 УК РФ) применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые[147]

Важным аспектом эффективного правового применения является продуманная система исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением осуждённых свободы. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года предусматривает принципиально новый подход к проблемам организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества и постпенитенциарной их адаптации.

Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек. Такое положение может быть достигнуто за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания без изоляции и расширения практики назначения таких наказаний судами.

Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести при должном правовом контроле призвано обеспечивать защиту общества от преступных посягательств, снижение уровня криминализации, разобщение преступных формирований, сокращение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Обеспечение эффективного контроля за выполнением осужденными обязанностей и ограничений, предусмотренных порядком исполнения наказаний предполагает внедрение в практику аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программ психологической коррекции и изменения поведения личности.

Для решения указанных задач необходимо:

1) совершенствовать законодательство в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, расширить их перечень за счет введения новых видов наказаний, дополнить основания применения существующих альтернативных наказаний – исправительных, обязательных работ, ограничения свободы;

2) придать работе уголовно-исполнительных инспекций социальную направленность с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию, активизировать взаимодействие со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных, оптимизировать социальную, психологическую и воспитательную работу с осужденными;

3) привлекать органы местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных структур к процессу социальной адаптации осужденных и т.д.

Для обеспечения эффективного исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимо:

1) выработать и законодательно закрепить норматив штатной численности уголовно-исполнительных инспекций и довести его до 2,1 процента среднегодовой численности осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

2) обеспечить внедрение в деятельность уголовно-исполнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества;

3) обеспечить уголовно-исполнительные инспекции аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля в целях эффективного контроля за осужденными без изоляции от общества;

4) придать социальную направленность работе уголовно-исполнительных инспекций, предусматривающей ресоциализацию осуждённых, формирование у них стремления к правопослушному поведению;

5) улучшить материально-техническое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций, а также обеспечить их собственными помещениями.

Преимущества наказаний этого порядка определяется тем, что они:

1) несут в себе меньший объём ограничений прав и свобод;

2) устраняют необходимость ресоциализации осуждённых;

3) существенно снижают нагрузку на уголовно-исполнительную систему;

4) менее обременительны для государственного бюджета и способствуют его пополнению;

5) выполняют предупредительные функции (снижают рецидив преступлений); 6) устраняют иные негативные последствия, связанные с изоляцией от общества (потеря семьи, утрата полезных связей) и т.д.

Вопросы законодательной реконструкции действующей системы наказаний путём расширения перечня видов наказания без изоляции осуждённых от общества приобретают в настоящее время принципиальный характер.

Представляется возможным и целесообразным дополнить систему наказаний такими видами как, например, отстранение от должности, возложение обязанности загладить причинённый вред, общественное порицание, передача на поруки коллектива, либо общественности, судебное предостережение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: