Виды уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Направление современной уголовно-правовой политики в части расширения перечня наказаний, альтернативных лишению свободы, предопределяется необходимостью модернизации порядка исполнения наказаний без изоляции осуждённых от общества.

В действующем УК РФ (ст. 44) дан исчерпывающий перечень наказаний, объединённых в единую логически выстроенную систему.

К наказаниям, исполнение которых не предполагает изоляцию осуждённого от общества, отнесено:

1) штраф (ст. 46 УК РФ) — денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ;

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) — которое состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ) — наказание назначается при осуждении за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления с учетом личностных характеристик виновного;

4) обязательные работы (ст. 49 УК РФ) — выполнение осужденными в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ;

5) исправительные работы (ст. 50 УК РФ) — назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его;

6) ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) — назначаемые осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту вместо исправительных работ;

7) ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) — содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора;

8) принудительные работы (ст.53.1 УК РФ) применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые[147]

Важным аспектом эффективного правового применения является продуманная система исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением осуждённых свободы. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года предусматривает принципиально новый подход к проблемам организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества и постпенитенциарной их адаптации.

Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек. Такое положение может быть достигнуто за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания без изоляции и расширения практики назначения таких наказаний судами.

Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести при должном правовом контроле призвано обеспечивать защиту общества от преступных посягательств, снижение уровня криминализации, разобщение преступных формирований, сокращение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Обеспечение эффективного контроля за выполнением осужденными обязанностей и ограничений, предусмотренных порядком исполнения наказаний предполагает внедрение в практику аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программ психологической коррекции и изменения поведения личности.

Для решения указанных задач необходимо:

1) совершенствовать законодательство в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, расширить их перечень за счет введения новых видов наказаний, дополнить основания применения существующих альтернативных наказаний – исправительных, обязательных работ, ограничения свободы;

2) придать работе уголовно-исполнительных инспекций социальную направленность с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию, активизировать взаимодействие со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных, оптимизировать социальную, психологическую и воспитательную работу с осужденными;

3) привлекать органы местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных структур к процессу социальной адаптации осужденных и т.д.

Для обеспечения эффективного исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимо:

1) выработать и законодательно закрепить норматив штатной численности уголовно-исполнительных инспекций и довести его до 2,1 процента среднегодовой численности осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

2) обеспечить внедрение в деятельность уголовно-исполнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества;

3) обеспечить уголовно-исполнительные инспекции аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля в целях эффективного контроля за осужденными без изоляции от общества;

4) придать социальную направленность работе уголовно-исполнительных инспекций, предусматривающей ресоциализацию осуждённых, формирование у них стремления к правопослушному поведению;

5) улучшить материально-техническое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций, а также обеспечить их собственными помещениями.

Преимущества наказаний этого порядка определяется тем, что они:

1) несут в себе меньший объём ограничений прав и свобод;

2) устраняют необходимость ресоциализации осуждённых;

3) существенно снижают нагрузку на уголовно-исполнительную систему;

4) менее обременительны для государственного бюджета и способствуют его пополнению;

5) выполняют предупредительные функции (снижают рецидив преступлений); 6) устраняют иные негативные последствия, связанные с изоляцией от общества (потеря семьи, утрата полезных связей) и т.д.

Вопросы законодательной реконструкции действующей системы наказаний путём расширения перечня видов наказания без изоляции осуждённых от общества приобретают в настоящее время принципиальный характер.

Представляется возможным и целесообразным дополнить систему наказаний такими видами как, например, отстранение от должности, возложение обязанности загладить причинённый вред, общественное порицание, передача на поруки коллектива, либо общественности, судебное предостережение.





Подборка статей по вашей теме: