Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ

Наказание в виде обязательных работ (гл. 4 УИК) введено в УК РФ в качестве нововведения в систему наказаний, применяется с 10.01.2005 г.

Уголовный кодекс РФ 1996г. относит обязательные работы к числу наказаний, альтернативных реальному лишению свободы. Это основной вид наказания. Содержание наказания в виде обязательных работ сводится к ограничению таких конституционных прав, как право на вознаграждение за труд и право на отдых (ч. 3 и 5 ст. 37 Конституции РФ).

Наказание в виде обязательных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Срок обязательных работ исчисляется в часах и устанавливается в размере от шестидесяти до четырёхсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырёх часов в день.

В отношении несовершеннолетних обязательные работы назначаются от сорока до ста шестидесяти часов. Их продолжительность их не может быть более: для лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста – двух часов в день, от пятнадцати до шестнадцати лет — трёх часов в день.

Обязательные работы не назначаются:

1) инвалидам первой группы;

2) беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет;

3) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;

4) военнослужащим, проходящим военную службу контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если на момент вынесения судом приговора они не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 49 УК РФ в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 377-ФЗ; от 07.12.2011 № 420-ФЗ).

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Характер предлагаемых работ не должен быть связан с наличием какой-либо специальной подготовки. Эти работы должны быть предельно простыми (благоустройство территорий, подсобные и погрузочные работы и т.п.). В случаях, когда это возможно, осужденный может выполнять общественные работы и с использованием имеющихся у него профессиональных навыков, при условии, если он в соответствии с приговором суда не лишен права заниматься такой деятельностью. Возможно выполнение обязательных работ и по месту работы осужденного.

В соответствии с установленным порядком контролирующий орган (уголовно-исполнительная инспекция) в течение пятнадцати дней со дня получения соответствующего распоряжения суда должна поставить осужденного на учет, вызвать его в инспекцию для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, определить объект работы и выдать соответствующее направление.

Помимо уголовно-исполнительных инспекций ряд функций по выполнению предписаний приговора и контролю за осужденными выполняют другие учреждения и органы (например, администрация организации, в которой осужденные отбывают обязательные работы).

Осужденные к обязательным работам обязаны:

1) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой они отбывают наказание;

2) добросовестно относиться к труду;

3) работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок;

4) ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства. В случае переезда приговор и другие материалы на осужденного подлежат направлению в уголовно-исполнительную инспекцию по новому месту жительства.

В случае признания осужденного инвалидом первой группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной — представление об отсрочке отбывания наказания. Период отсрочки (со дня предоставления отпуска по беременности и родам или ранее) определяется судом.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают наказание, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Представление такой информации может быть как оперативным (ежедневным), так и за определенный промежуток времени. Оперативная информация может представляться по телефону с обязательным последующим официальным подтверждением.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности. К таким нарушениям относятся:

1) неявка осужденного без уважительных причин в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет и получения разъяснения о порядке и условиях отбывания наказания в течение пятнадцати дней после вступления приговора в законную силу;

2) отказ осужденного приступить к выполнению обязательных работ по направлению инспекции в указанный там срок;

3) неявка без уважительных причин на работу в организацию, куда он направлен инспекцией;

4) нарушение осужденным правил внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы;

5) нарушение трудовой дисциплины;

6) несообщение в уголовно-исполнительную инспекцию сведений об изменении места жительства.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания: принудительными работами или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК РФ).

Злостно уклоняющимся признается осужденный:

1) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин. Это означает неприбытие к месту обязательных работ три и более раза в течение месяца, исчисляемого со дня начала отбывания наказания или со дня первого невыхода на работы. Уважительными причинами является болезнь, иные обстоятельства, которые оправдывают неявку;

2) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину. Нарушением считается: а) появление и нахождение на рабочем месте в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения, б) невыполнение порученных работ, в) несвоевременное прибытие на работы и уход с них и т.д. Прогул рассматривается как невыход на обязательные работы без уважительных причин;

3) скрывшийся с постоянного места жительства в целях уклонения от отбывания наказания. Осужденный может считаться скрывшимся, если будет установлено, что он с этой целью изменил место жительство, либо иным образом уклоняется от контроля за ним, от привлечения его к отбыванию наказания.

Осужденный, выехавший в другой населенный пункт или изменивший место жительства по каким-либо семейным и другим обстоятельствам, не может рассматриваться как злостно уклоняющийся. В том случае, если он своевременно не сообщил об этом в уголовно-исполнительную инспекцию, его действия могут быть отнесены к нарушениям порядка и условий отбывания наказания. Однако, если осужденный в течение длительного периода, то есть время, в течение которого у него была реальная возможность представить в инспекцию соответствующую информацию, но не сделал этого, то эти действия можно рассматриваться как уклонение от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в местный и федеральный розыск и может быть задержан на срок до сорока восьми часов. Данный срок может быть продлен судом до тридцати суток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: