Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Общественный контроль, как следует из самого наименования, - это контроль институтов общества за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Общественный контроль подразделяется на:

1) контроль общественных организаций;

2) контроль общественных формирований за порядком и условиями отбывания наказания;

2) контроль правозащитных организаций;

3) контроль со стороны средств массовой информации[145].

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации вопросам общественного контроля посвящена статья 23 «Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания». Из наименования нормы следует, что на законодательном уровне понятия «общественные организации» и «общественные формирования» объединены в понятие «общественные объединения», что не противоречит их смысловому назначению. В этом же контексте следует отметить, что в самом наименовании правовой нормы обозначается задача, стоящая перед общественными объединениями – содействие со стороны общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания.

Основной целью общественного контроля является защита прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся в условиях исправительных учреждений. Так, в соответствии с требованиями части первой статьи 23 УИК РФ общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии[146]. и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях наделяются правом беседовать с осуждёнными в условиях позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать.

Положительным моментом общественного контроля является то, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осуждённых в формах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что в Уголовно-исполнительном кодексе обозначена деятельность лишь ограниченного перечня общественных формирований (попечительские советы, родительские комитеты применительно к воспитательным колониям и общественные наблюдатели).

Попечительские советы представляют собой формирования, оказывающие помощь в вопросах исправительного воздействия на осуждённых и оказание содействия в бытовом и трудовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы. В этой связи попечительские советы наделяются правом рассмотрения заявлений и обращений осуждённых и внесения предложений администрации по их разрешению

Из текста закона (ч. 3 ст. 24 УИК РФ) вытекает возможность участия в общественном контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, представителей средств массовой информации. Речь идет о праве на посещение учреждений и органов, исполняющих наказание. При этом требуется специальное разрешение администрации этих учреждений. Вместе с тем, кино, фото и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.

В рамках действующей Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года предусматривается привлечение общественности к совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества, создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы

В вопросах совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается:

1) обеспечить прозрачность в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний;

2) осуществлять общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации;

3) расширять сотрудничество с неправительственными организациями, средствами массовой информации;

4) проводить постоянный мониторинг общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

5) проводить постоянное разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких;

6) принимать меры по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе и в вопросах расширения возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовки решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;

7) укреплять взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности;

8) расширять практику размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;

9) повышать роль общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;

10) активно включать в воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;

11) содействовать реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;

12) привлекать общественные организации к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;

13) использовать потенциал религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

14) развивать благотворительность, попечительство, создавать в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительские советы.

Контрольные вопросы

1) Дайте понятие контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

2) Каковы основные цели и задачи, стоящие перед контролем за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания?

3) Назовите основные формы международного контроля.

4) Перечислите государственные органы, наделённые правом проведения контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

5) Дайте понятие ведомственного контроля.

6) Дайте понятие судебного контроля. Назовите его основные направления и объём полномочий.

7) В чём выражается основная суть общественного контроля?

8) Определите основные направления прокурорского надзора. Каковы полномочия структурных подразделений органов прокуратуры в вопросах объёма контроля?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: