1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в неверных взаимоотношениях педагога с детьми:
• в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
• в серьезных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
• в педагогически непрофессиональных действиях учителей: плохая организация класса, приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
• в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении оценок, в выделении «любимчиков»;
• в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей;
• в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
|
|
• в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
• в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;
• в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
• в неумении организовать занятия со всеми учащимися и др.
2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.
3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.
Специфические причины конфликтов «Ученик–ученик»
• Грубость, жестокость, озлобленность, являющиеся проявлением деформаций, аномалий развития, наличия массы неудовлетворенных потребностей и недостаточности воспитательных воздействий;
• борьба за лидерство в классе, группе;
• дефекты развития, основанные на подавлении личности растущего человека;
• стремление компенсации проблем развития внутреннего мира в доступных формах (побить младшего, отнять у него сладкое и др.)
• усвоение негативных стереотипов поведения;
• учебные перегрузки детей, общая утомляемость учащихся, ведущая к обострению противоречий;
• смена школьного (или классного) коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков;
• отсутствие умений соотносить себя с другими, несоответствие самооценки ученика с оценкой товарищей;
• неопределенность социального статуса личности конкретного ученика в школьном социуме;
• общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в классе, школе.