Специфические причины конфликтов «Учитель–родитель»

Взаимодействие учителя и родителя затруднено в силу следующих причин:

• разные уровни общей и педагогической культуры;

• несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический раз­нобой»);

• непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, за­висимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;

• различия в отношении к ребенку как к личности;

• отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи, претензии типа «школа, а не семья обязана...»;

• «старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания;

• столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения;

• профессиональная некомпетентность учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам).

Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя – защитить своего ребенка.

Специфические причины конфликтов «Учитель–учитель»

• Индивидуальное своеобразие личности;

• разный уровень профессиональной компетенции;

• создание благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией, посредством участия во многих общественных мероприятиях и саморекламы;

• необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);

• неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психо­логической совместимости;

• косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет униже­ния другого или сравнения с кем-либо);

• интриги, связанные со статусно-ролевыми назначениями и распределением поощрений;

• «групповой фаворитизм», проявляющийся в делении коллектива на «своих» и «чужих», и др.

Возможные причины конфликтов между начинающим специалистом и учителем с большим стажем работы в школе:

• непонимание роли жизненного опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых педагогов;

• учитель, возраст которого за пятьдесят лет, чаще фиксирует свое внимание на негативных сто­ронах современной молодежи;

• с одной стороны, канонизация собственного опыта, противопоставление нравственных и эстетических вкусов поколений учителями со стажем, с другой стороны – завышенная самооценка, профес­сиональные промахи молодых учителей и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: