Особенности организации и проведения воспитательной

работы с несовершеннолетними осуждёнными

Процесс исправительного воздействия на осуждённых (в отношении несовершеннолетних в особенности) в период отбывания ими уголовного наказания, связанного с лишением свободы необходимо выстраивать с учётом накопленных знаний и рекомендаций психологической науки. Положительных результатов при такой организации работы можно достигнуть только при глубоком изучении личности осуждённого.

Личность несовершеннолетнего преступника, равно как любого иного, является центральной фигурой всего объёмного и содержательного процесса правового применения.

В настоящее время особое значение приобретает изучение личности преступника с позиции физиологических и психологических условий формирования нравственно-мотивационной сферы подростков и причин возникновения нарушений в её развитии.

Известно, что организм человека на протяжении всей его жизни претерпевает изменения и в целом процесс развития человека, и подростка в частности, представляет собой смену определенных этапов, именуемых возрастными.

Наукой установлено, что в своем развитии человеческий организм последовательно преодолевает три критические фазы, первая из которых наступает в возрасте от трёх до четырёх лет, вторая в возрасте от семи до восьми лет и третья в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Возраст подростка от четырнадцати до восемнадцати лет, именуемый специалистами "пубертатным" (от лат. Pubertas-половая зрелость), признается критической фазой его развития. В этот возрастной период происходит глубокая биологическая перестройка, которая сопровождается активным психическим взрослением. Процесс психического созревания может протекать более спокойно или бурно, критически, в зависимости от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания в детстве, тяжелые условия жизни и воспитания ребенка, психические травмы и пр.).

К числу процессов и явлений, образовывающих негативные условия для жизни и воспитания, несовершеннолетних, которые способствуют совершению преступлений, следует отнести такие, как:

1) внушительная социальная дифференциация несовершеннолетнего населения по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу;

2) различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда отдельных групп детей и подростков, определяющие как реальные различия их нынешних позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на ближайшую перспективу;

3) процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся значимыми изменениями традиционных отношений по развитию несовершеннолетних;

4) отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями отдельных групп населения, противоречие между духовными и материальными потребностями детей и подростков и реальными возможностями их удовлетворения;

5) низкий уровень правовой культуры;

6) значительная деформация нравственного и правового сознания отдельных групп несовершеннолетних, их родителей, иных воспитателей и др.

Особого внимания в организации исправительного воздействия заслуживают вопросы криминологической характеристики личности несовершеннолетнего правонарушителя. Для подросткового периода, как отмечал признанный русский педагог В.А. Сухомлинский, характерны следующие основные противоречия:

1) желание и неумение самоутвердиться;

2) богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможностей для их осуществления;

3) показное отрицание авторитетов и беспрекословное подчинение им;

4) увлечение идеальным и сомнение в его возможности в повседневной жизни;

5) романтическая восторженность и грубые выходки, моральное невежество;

6) восхищение красотой и ироническое отношение к ней[245]. Указанные противоречия в процессе развития подростков либо сглаживаются, либо обостряются и в фазе их обострения в ситуации конфликтности с установленными социальными нормами поведения являются не только первопричиной совершения преступлений, но и определяют личностные особенности несовершеннолетних преступников.

К вопросам уяснения особенностей личности несовершеннолетних преступников исследователи относятся по-разному. Одни авторы к таким отличительным особенностям относят:

1) недостаточно выработанная, сложившаяся и укрепившаяся социальная направленность: в этом возрасте человек, как правило, не успел определить своё отношение к окружающему миру;

2) недостаточный социальный опыт: несовершеннолетний не сумел ещё научиться работать, не изучил законы нормальной жизни общества, не усвоил их в такой степени, чтобы они стали для него осознанной необходимостью;

3) недостаточно развитая воля (волевые качества) и чувства, то есть несовершеннолетний ещё не всегда может оценить, что хорошо, а что плохо и вредно для него самого, окружающих, общества в целом;

4) неумение контролировать своё поведение и эмоции (сдерживать себя) в различных, особенно сложных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение;

5) склонность к риску, азарту, причём как у юношей, так и у девушек;

6) материальная или иная зависимость от родителей и иных взрослых лиц[246].

Другие криминологи определяют иные специфические особенности подростков, к которым относят:

1) наследственно-биологические свойства и качества (предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды);

2) ближайшее социальное окружение подростка (семья, социально-экономический статус родителей, отношение в семье, ценностные отношения родителей и других родственников);

3) личные характеристики подростка (особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, самооценка и т.д.);

4) правосознание[247].

С позиции третьих исследователей при рассмотрении личности преступника должны анализироваться следующие группы его свойств и качеств:

1) социально-демографические;

2) нравственно-психологические;

3) уголовно-правовые[248].

Особенности личности несовершеннолетнего характеризуется и тем, что психологическая ломка переходного возраста, несформированность или недостаточная сформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста.

Кроме того, физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам, которая в значительной мере корректирует его мировоззрение и ставшие нормой нравственные установки.

Поведение несовершеннолетних (подростков) в силу их возрастного состояния отличается рядом особенностей. Особые подростковые характеристики следует не только учитывать в вопросах планирования и осуществления процесса исправительного на них воздействия, но и рассматривать в качестве организующей и логической первоосновы. К таким характеристикам следует отнести:

1) недостаточность жизненного опыта и связанный с этим низкий уровень

самокритичности;

2) отсутствие способности всесторонней оценки жизненных обстоятельств;

3) повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность;

4) внушаемость, стремление к лидерству и подражанию лидерам преступных

группировок;

5) обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.

Исходя из основных характеристик личности подростков, необходимо отметить, что воспитательная работа в среде осужденных несовершеннолетних, отбывающих уголовные наказания в условиях воспитательных колоний, имеет свои специфические особенности, обусловленные следующими основными факторами:

1) исправительное воздействие осуществляется в закрытых режимных учреждениях, где действуют преступные традиции и устанавливаемые на их основе неформальные нормы поведения, которые в значительной мере осложняют позитивную воспитательную работу;

2) объектом воспитательного воздействия являются несовершеннолетние, т.е. та часть осужденных, которая требует в воспитательной работе с ней учета целого комплекса специфических приемов и методов психолого-педагогического воздействия;

3) педагогическое воздействие проводится в условиях лишения свободы, что, в свою очередь, значительно смещает основные акценты в содержании организации и сущности воспитательного процесса;

4) продуманная организация исправительного воздействия в условиях воспитательных колоний требует глубокого изучения и учёта индивидуальных особенностей личности осуждённого, его психологического портрета, основу которого составляют генетические и социальные факторы его определяющие.

Решающими условиями психического развития являются наследственность, социальная среда, обучение и воспитание. Человек не может освободиться от генетической информации, полученной им от родителей. Нельзя забывать, что каждый человек, располагает уникальной генетической информацией, обладает своей нормой реакции, т.е. единственным в своем роде личным способом реагировать на социальные и физические влияния среды.

Ш. Ауэрбах отмечает, что «дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения»[249].

В силу потребной необходимости особого подхода к вопросам организации исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, законодатель совершенно обоснованно посвятил этой проблеме самостоятельную главу УИК. Глава 17. УИК имеет соответствующее её содержанию наименование - «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях».

Статья 141 указанной главы УИК РФ законодательно закрепляет необходимость и порядок организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях. В соответствии с указанной статьей, в целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Существенным средством исправления осужденных несовершеннолетних является образовательный процесс, организуемый в условиях воспитательных колоний. В соответствии с законом, основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляется на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и предприятия воспитательной колонии.

Кроме того, несовершеннолетние осужденные имеют реальную возможность повышать свой образовательный и профессиональный уровень. Им разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Особенностью организации исправительного процесса в условиях колонии является и то, что здесь организуется единый учебно-воспитательный комплекс, целью которого является исправление осужденного и подготовка к самостоятельной жизни в условиях свободы. Для достижения этой генеральной цели должны быть решены и промежуточные, частные задачи, такие как; формирование у осужденного потребности в сознательном законопослушном поведении, воспитание добросовестного отношения к труду и учебе, привитие стремления к получению начального профессионального образования, подготовки, повышению образовательного и культурного уровня.

Особую роль в масштабах всего объёма воспитательного воздействия на осуждённых несовершеннолетних занимает их нравственное воспитание. В процессе организации нравственного воспитания в условиях воспитательных колоний следует учитывать то основополагающее обстоятельство, что генезис криминального поведения несовершеннолетних с психологической точки зрения может быть рассмотрен как социальный процесс.

Организация всей воспитательной работы возложена на начальника воспитательной колонии и его заместителя по воспитательной работе.

В исправительном процессе задействованы: инструкторы по воспитательной работе; старшие воспитатели (они же начальники отрядов); воспитатели; старшие инспекторы по физкультурно-спортивной работе; старшие инспекторы по трудовому и бытовому устройству; педагоги общеобразовательных школ и профессиональных училищ; методисты; заведующий клубами; библиотекари, руководители кружков.

Воспитательная работа с осужденными организуется в групповых и индивидуальных формах. Воспитатель отделения обязан один раз в полгода составлять психолого-педагогическую характеристику осужденного, которая приобщается к его личному делу и учитывается при решении вопроса об изменении условий отбывания наказания.

Важным положением закона является и предоставляемая им возможность для осужденных несовершеннолетних, достигшим 16 летнего возраста, обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Однако, эту возможность, как показывает практика, осужденные используют недостаточно активно: ежегодно в таких заведениях обучается около 30-40 человек[250].

Труд осужденных несовершеннолетних регулируется действующим трудовым законодательством. На воспитательные колонии также распространяется отдельные положения Уголовно-исполнительного кодекса (ст. 103 УИК РФ.). Подростки в возрасте 15-16 лет производственному труду не привлекаются: они обучаются в профессиональном училище.

К процессу исправления осужденных и их подготовке к жизни после освобождения из воспитательной колонии привлекаются и представители гражданского общества.

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться и родительские комитеты из родителей лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утвержденным начальником воспитательной колонии.

Контрольные функции выполняют и общественные объединения, которые (ст. 23 УИК) наделяются правом контролировать соблюдение прав человека в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях (общественные наблюдательные комиссии[251]). Они же оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправленном процессе в порядке, установленном законодательством.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что проблема подростковой преступности требует к себе постоянного и самого пристального внимания со стороны государства. На государственном уровне назрела острая необходимость принятия целевой программы работы с несовершеннолетними и молодёжью, которая позволит не только выявлять и учитывать особенности несовершеннолетних, но и должным образом, логично, предметно и действенно организовывать профилактическую работу в подростковой среде.

Контрольные вопросы

1) Назовите виду исправительных учреждений, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних.

2) Какие условия отбывания наказания существуют в воспитательных колониях, в чём отличие по указанному положению от исправительных колоний?

3) С какой целью в воспитательных колониях созданы льготные условия отбывания наказания?

4) На какой срок возможно помещение несовершеннолетнего осуждённого в дисциплинарный изолятор в порядке дисциплинарного воздействия?

5) При каких обстоятельствах возможно предоставление осуждённым несовершеннолетним права на проживание за пределами воспитательных колоний?

6) В каких формах и кем осуществляется контроль за поведением осуждённых, пользующихся правом проживания за пределами воспитательной колонии?

7) В каких воспитательных учреждениях согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы должны будут отбывать наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние осуждённые?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: