Международные акты об обращении с осуждёнными

История международного сотрудничества в области обращения с осуждёнными охватывает довольно длительный период. Ещё в 18-м веке стали появляться первые, получившие общественное звучание, идеи о возможности и необходимости обмена информацией по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовало широкое распространение в мире идей английских основоположников пенитенциарной науки Д. Говарда и И. Бентама, прогресс пенитенциарной системы США.

В 19-м веке потребность в международном сотрудничестве пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не вылиться в определённые организационные формы.

Осознание государственной необходимости в решении пенитенциарных проблем на международном уровне привело к соединению усилий правительств ряда стран.

Под эгидой межправительственной комиссии (1872г. – комиссии представителей государств, международной пенитенциарной комиссии, затем международной уголовной и пенитенциарной комиссии) была проведена сессия из двенадцати тюремных конгрессов. Эти Конгрессы состоялись в Лондоне (1872г.), Стокгольме (1878г.), Риме (1885г.), Петербурге (1890г.), Париже (1895г.), Брюсселе (1900г.), Будапеште (1905г.), Вашингтона (1910г.), Лондоне (1925г.), Праге (1930г.), Берлине (1936г.), Гааге (1950г.)[280].

Проведённые на международном уровне научные форумы выработали и приняли ряд основополагающих актов по совершенствованию пенитенциарного дела, которые носили для подписавших стран рекомендательный характер.

В 1989г. нашей страной были пописаны Венские согла­шения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступнос­тью.

Российская Федерация является участником многочисленных междуна­родных договоров, она признает ряд резолюций и решений - между­народных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблю­дения прав осужденных. К числу таких документов следует отнести:

1) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);

2) Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию право­порядка (1979г.);

3) Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых за­держанию или заключению, в какой бы то ни было форме (1989г.);

4) Ми­нимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления пра­восудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила (1985г.)) и др.

В 1950 году Международная уголовная и пенитенци­арная комиссия была упразднена, а ее функции приняла на себя Ор­ганизация Объединенных Наций.
С этого момента проблематика применения уголовных наказа­ний развивается, главным образом, в рамках Конгрессов по пре­дупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Такие Конгрессы проводятся раз в пять лет (Женева 1955г.), (Лондон 1960г.), (Стокгольм 1965г.), (Киото 1970г.), (Женева 1975г.), (Каракас 1980г.), (Милан 1985г.), (Гавана 1990г.), (Кипр 1995г.).

На первом конгрессе (1955г.) обсуждался текст Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, и статуса пенитенци­арного персонала, организация труда заключенных.

На втором конгрессе (1960г.) освещались проблемы краткосроч­ного лишения свободы, обращения с несовершеннолетними преступниками, подготовки осужденных к освобождению и оказания им пост­пенитенциарной помощи.
На третьем конгрессе (1965г.) на обсуждение были вынесены во­просы применения мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества, исправительных мер для молодежи и предупреждения ре­цидива.
На четвертом конгрессе (1970г.) обсуждались проблемы приме­нения, и совершенствования Минимальных стандартных правил об­ращения с заключенными в свете достижений пенитенциарной прак­тики.

В ходе проведения пятого международного конгресса (1975г.) были рассмотрены вопросы обращения с осужденными к наказаниям, не связанным с их изо­ляцией от общества.

На шестом конгрессе (1980г.) обсуждались проблемы применения смертной казни, а также мер, не связанных с изоляцией от общества, как реальных альтернатив наказанию в виде лишения свободы.

На седьмом конгрессе (1985г.) обсуждались вопросы разработки применения стандартов ООН в области уголовного правосудия.

На девятом конгрессе (1990г.) рассматривались проблемы стан­дартизации обращения с несовершеннолетними осужденными и дру­гие вопросы пенитенциарной политики и практики.

На десятом конгрессе (1995г.) рассматривались вопросы прак­тической реализации минимальных стандартных правил обращения с осужденными в различных странах.

Выработанные на различных международных форумах рекомендации особое внимание уделяют вопросам расширения перечня и систем уголовных наказаний, несвязанных с изоляцией осуждённых от общества.

Выработанные и рекомендуемые Стандартные правила обращения с осуждёнными рекомендуют следующий перечень наказаний, не свя­занных с тюремным заключением:

1) устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;
2) условное освобождение от ответственности;

3) поражение в гражданских правах;

4) экономические санкции и денежные наказания, такие как ра­зовые и поденные штрафы;

5) конфискация или постановление о лишении права собствен­ности на имущество;
6) возвращение имущества жертве или компен­сация;

7) условное наказание или наказание с отсрочкой;

8) условное освобождение из заключения и судебный надзор;
9) постановление о выполнении общественно полезных работ;
10 направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;

11) домашний арест;

12) другой вид обращения, не связанного с тюремным за­ключением;
В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры:

1) отпуск и по­мещение в исправительное учреждение полутюремного типа;

2) ос­вобождение в связи с работой или учебой;

3) различные формы ос­вобождения под честное слово;

4) сокращение срока;

5) помилование.

Если компетентным органом определяются условия применения меры, не связанной с тюремным заключением, то они должны быть практическими, точными, по возможности, малочисленными и уменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной дея­тельности.
Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках применяемых мер должны использоваться различные ме­тоды, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, про­граммы по месту жительства, особое обращение с различными кате­гориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии лич­ности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценнос­тей, обстоятельств, которые привели к совершению преступления. При исполнении соответствующей меры может привлекаться обще­ственность и система общественной поддержки.
При нарушении условий отбывания назначенной меры, не свя­занной с тюремным заключением, она может быть изменена или от­менена. Такое решение принимается только после тщательного ис­следования фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти к другой мере, не свя­занной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.
Токийские правила, например, рекомендуют поощрять участие общественнос­ти в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассмат­ривая его как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными, их семьями и обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия, содейст­вующие осознанию общественностью необходимости участия в реали­зации рассматриваемых мер. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует под­готовить для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.
Международными стандартами рекомендуется планировать и осуществлять про­граммы не связанных с тюремным заключением мер как неотъемле­мую часть планирования национальной системы уголовного право­судия.

Вместе с тем международное сообщество не может игнорировать ту совокупность факторов, которая предполагает необходимость и целесообразность выработки рекомендаций по организации процессов исполнения уголовных наказаний, связанных с обязательной изоляцией осуждённых от общества.

Основное содержание международных стандартов обраще­ния с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
Основной перечень стандартных рекомендаций сосредоточен в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

Основные положения рассматриваемых стандартов следует условно разде­лить на следующие группы:

1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы;

2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы;

3) организация режима в местах лише­ния свободы;

4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.
Родовая и видовая классификация представляют собой разделе­ние осужденных на группы по полу, возрасту и иным признакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организации отбывания наказания. Классификация направлена на создание бла­гоприятных условий для достижения целей уголовного наказания. Родовая классификация состоит в разделении осужденных на такие категории, которые определят структуру системы мест лишения свободы. Закрепляется она в уголовном законе.
Видовая классификация дополняет родовую. Проводится она в период отбывания наказания, исходя из поведения осужденного и других обстоятельств. Эта вторичная классификация лежит в основе прогрессивной системы отбывания лишения свободы и закрепляется в пенитенциарном законодательстве.
Основные рекомендации-стандарты по организации упомянутых выше классификаций состоят в следующем:

1) в качестве критериев классификации предлагается использо­вать:

а) пол (мужчин и женщин следует содержать отдельно);

б) возраст (раздельное содержание взрослых и несовершеннолетних преступни­ков);

в) предшествующую судимость (рецидивистов содержать отдельно от судимых впервые);

г) юридические причины осуждения и предпи­санное обращение с заключенными (арестованный в порядке меры пресечения содержатся от­дельно от осужденных и т.д.);

2) система классификации должна быть достаточно гибкой, чтобы имелись возможности поместить каждую классификационную группу осужденных в наиболее подходящем для работы с ней отдель­ном учреждении или отдельной секции одного учреждения;

3) цели классификации — отделение осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужден­ных на категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;
4) в каждом учреждении следует иметь систему льгот и разраба­тывать различные методы обращения с разными категориями осуж­денных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, интерес к исправлению и сотрудничеству с администрацией.
Анализ приведенных рекомендаций указывает на то, что с их помощью определяется скорее общий, чем детализированный подход к родовой и видовой классификации осужденных. Следовательно, каждому го­сударству на основе предложенной выше стратегии предстоит само­стоятельно разрабатывать и усовершенствовать свой национальный вариант реализации стандартов.
Организация микросоциальных условий отбывания наказания — объект другой группы стандартов. Под микросоциальными условиями отбывания лишения свободы понимаются условия содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании, т.е. условия, обеспечивающие нормальное существование человека в пенитенци­арном учреждении. Уровень цивилизованности этих условий должен соответствовать их общему уровню в стране.
Микросоциальные условия могут выступать объективной детерминантой поведения преступника в период отбывания наказания и либо “очеловечивать” личность, создавая прочную основу для при­менения различных средств воздействия (режима, труда, воспита­тельной работы), либо, напротив, вести к деградации личности, вы­зывать озлобление, создавая почву для внутреннего противодействия законным требованиям администрации учреждения.
Группа стандартов микросоциальных условий отбывания наказа­ния состоит из шести подгрупп, определяющих требования к орга­низации:

1) жилых помещений для осужденных;

2) личной гигиены;

3) одежды и спальных принадлежностей;

4) питания;

5) упражнений и спорта;

6) медицинского обслуживания.

Кроме того, рекомендации содержат в себе стандарты, относящиеся к жилым помещениям для осуждённых, стандарты одежды и спальных принадлежностей, стандарты питания, стандарты по организации медицинского обслуживания.

Важное значение для совершенствования национальных пенитен­циарных систем имеют стандарты организации режима в местах ли­шения свободы. Их основное содержание состоит в том, что режим необходимо организовывать так, чтобы, по возможнос­ти, не разрушить социально полезные связи осужденных с внешним миром. В этих целях осужденным через регулярные промежутки вре­мени и под должным надзором следует разрешать общаться с семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями и т д.

Еще одна группа стандартов регламентирует организацию воспи­тательного воздействия на лиц, лишенных свободы. К основным реко­мендациям этого свойства следует отнести:
1) каждое учреждение должно иметь библиотеку, доступную для всех категорий осужденных;

2) в учреждениях, где находится достаточное количество осуж­денных одного вероисповедания, следует назначать квалифицирован­ного служителя культа или разрешать ему регулярно отправлять там религиозные обряды и вести с осужденными беседы на религиозные темы;

3) каждый осужденный должен иметь возможность удовлетворять свои религиозные потребности;

4) для достижения целей лишения свободы учреждение должно использовать все исправительные, воспитательные, моральные и дру­гие виды помощи, которыми оно располагает;

5) обращение с осужденными должно укреплять у них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности;

6) после поступления осужденного в учреждение необходимо на основе изучения его личности разрабатывать программу работы с ним, учитывая его индивидуальные потребности, способности и склонности;

7) осужденным, способным извлечь из этого пользу, следует обес­печивать возможность дальнейшего образования, в том числе рели­гиозного;
8) осужденным необходимо предоставлять возможности для от­дыха и культурной деятельности.

Описанные группы стандартов создают в совокупности пример­ную модель организации исполнения наказания в виде лишения сво­боды, реализация которой позволяет эффективно усовершенствовать национальные пенитенциарные системы и регулирующие их функционирование нормативные правовые акты.

Контрольные вопросы

1)Назовите основные международные акты и рекомендации в области исполнения уголовных наказаний.

2) Назовите основные отличительные особенности исполнения наказаний в Германии.

3) Исполнение уголовных наказаний во Франции.

4) Пенитенциарная система Великобритании.

5) Исполнение наказаний в Китае. В чём отличительные особенности пенитенциарной системы Китая?

6) Как соотносится уголовно-исполнительное законодательство России и международные договоры России с области исполнения уголовных наказаний?

Приложение 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: