Правовое регулирование исполнения наказания в Германии

Также как, и в России, пенитенциарная система Германии находится в ведении Министерства юстиции. В каждой из 15 земель (областей) Германии существует своё министерство.

Пенитенциарный опыт ФРГ представляет значительный интерес в части организации процесса исполнения уголовных наказаний с использованием накопленного опыта индивидуального подхода к каждому заключённому.

Численность заключённых в немецких тюрьмах составляет от 130 до 270 человек. Исключением являются следственные тюрьмы, например, в следственной тюрьме Гамбурга содержится 900 человек.
Характерной особенностью немецких тюрем является камерная система.

Уголовное законодательство ФРГ базируется на Германском уголовном кодексе 1871года, в основу которого было положено Прусское уголовное уложение 1851года. В процессе совершенствования Германского уголовного законодательства было подготовлено 8 проектов нового Уголовного кодекса, ни один из которых, не был реализован полностью. Лишь в период кайзеровской империи и Веймарской республики (до 1953г.) в него были включены частичные изменения и дополнения.

Необходимость в правовой основе, соответствующей современным взглядам на преступление и наказание, после всех тех изменений и дополнений, что вносились в различные исторические периоды, привела к реформе. В результате с 1 января 1976 года в ФРГ стал действовать новый Уголовный кодекс. Действующая редакция УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно-наказуемых деяний, и поэтому они встречаются еще более чем в четырехстах законодательных актах.

В стране действует система наказаний и наряду с ними применяются меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от степени общественной опасности лица, совершившего правонарушение.

Основными видами наказания являются лишение свободы и штраф.

К дополнительным наказаниям относятся:

1) запрещение управлять автотранспортным средствам на срок от одного до трех месяцев;

2) запрет на профессию;

3) интернирование в целях безопасности на срок до 10 лет.

Одной из характерных черт уголовного законодательства ФРГ является то его положение, что в отношении особо опасных рецидивистов в ФРГ применяют такую меру наказания как «превентивное заключение». Согласно статье 66 Уголовного кодекса ФРГ, эта мера наказания представляет собой бессрочное, /в крайнем случае, пожизненное/ содержание рецидивиста под стражей по истечении срока определенного ему судом тюремного заключения. Это наказание применяется в отношении преступников, которые, по заключению психологов, представляют потенциальную опасность для общества. Превентивное заключение применяется только в том случае, если преступник попал в тюрьму за совершение особо тяжких деяний в третий раз, и приговорен судом к заключению на срок не менее двух лет. Названная мера вступает в силу сразу после отбытия преступником определенного судом основного срока тюремного заключения и является бессрочной. До 1998 года срок превентивного заключения определялся десятью годами. Однако это положение было отменено. Правомерность бессрочного содержания преступника в тюрьме раз в два года контролируется судом. Освобождение возможно лишь на основании вывода экспертов о том, что заключенный не опасен для общества. В отношении осужденных за преступления против сексуальной свободы граждан превентивное заключение применяется в том случае, если повторное аналогичное преступление совершено не позднее, чем через три года после освобождения.

Смертная казнь отменена в соответствии со ст.102 Конституции ФРГ 1949г. Высшей мерой наказания является пожизненное заключение, к которому приговаривают за умышленное убийство, похищение людей, ограбление, поджог, изнасилование со смертельным исходом, любое другое преступление, повлекшие за собой человеческие жертвы. При этом Конституция ФРГ предписывает, чтобы у каждого заключенного была перспектива выйти на свободу.

Согласно ст.104 Конституции ФРГ, свобода личности может быть ограничена лишь на основании парламентского закона и только с соблюдением предписанных в нем формальностей. Кроме того, задержанные лица не могут подвергаться жестокому обращению ни морально, ни физически. Только судье предоставлено право принимать решение о допустимости и продлении срока ограничения свободы. На основе собственных полномочий полиция никого не может содержать под стражей дольше, чем до конца дня, следующего за задержанием. Каждый, временно задержанный по подозрению в уголовно-наказуемом деянии, не позднее дня, следующего за задержанием, должен быть доставлен к судье, который обязан сообщить задержанному причины его задержания, допросить его и дать возможность представить свои возражения, – гласит Конституция. – Судья обязан немедленно либо дать мотивированное письменное распоряжение об аресте, либо распорядиться об освобождении задержанного лица.

С учетом требования Конституции ФРГ законодатели приняли норму, согласно которой приговоренный к пожизненному заключению должен отбыть не менее 15 лет с учетом времени предварительного заключения. Практика свидетельствует, что пожизненное заключение в ФРГ в среднем длится 17 лет. После этого заключенный может быть освобожден условно. При этом многое зависит от поведения осужденного и заключения тюремных психиатров. В случаях, когда специалисты приходили к выводу, что ресоциализация преступника безуспешна, и он по-прежнему представляет опасность для общества, суд Германии приходит к выводу о необходимости превентивного заключения в тюрьмах или закрытых психлечебницах.

Лишение свободы может назначаться на срок до 6 месяцев до 15 лет либо пожизненно.

Штраф назначается в размере "дневных ставок" в размере от 5 до 360 ставок с суммой одной ставки в пределах от 2 до 10000 евро.

Продолжавшийся процесс дополнений и изменений уголовного законодательства привел к тому, что в 1987г. была издана новая редакция УК ФРГ.

В качестве дополнения к УК ФРГ был издан закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем регламентируется деятельность тюрем и "социально-терапевтических" и иных заведений, которые, по инициативе земель и на их финансовые ассигнования, строятся в регионах.

Отбывание наказания в пенитенциарных учреждениях ФРГ отражает выраженный дифференцированный подход. Все осужденные за преступления, совершенные против государственного или общественного устройства, а также насильственные, против жизни и ряда других, которых уголовный закон называет "опасными преступниками", содержатся в тюрьмах закрытого типа (основной вид пенитенциарного учреждений).

Также как и в российском, в законодательстве Германии отражено, что основной целью отбывания наказания является исправление осуждённого, выполнение программы реабилитации и реинтеграции в общество. Осуждённые Германии также имеют возможность продолжить общее образование и получить специальность в технических училищах тюрем.
Медицинское обеспечение осуждённых осуществляется медицинскими частями, в состав которых, как правило, входят 1- 2 штатных должностей врачей и 5 - 6 должностей среднего персонала. Недостаток врачей-специалистов восполняется работой гражданских врачей, которые ведут приём заключённых по определённым дням недели.
Объём медицинской помощи заключённому во многом определяется наличием медицинской страховки и количеством денег на его лицевом счету. При необходимости какого-то сложного лечения или операции, которые неосуществимы в условиях тюремного госпиталя, суд (по представлению администрации тюрьмы) может временно отменить уголовное наказание. Но после проведённого лечения уголовное наказание возобновляется.
Инициативы ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) по профилактике ВИЧ-инфекции тоже реализуются в тюрьмах Германии. Также как и в России, большое распространение получили образовательные программы, направленные на повышение уровня знаний по профилактике заражения ВИЧ, другими социально опасными заболеваниями

Тюремная система имеет два вида тюрем - закрытого и открытого типа (последние очень напоминают наши колонии-поселения). Кроме того, отличительной особенностью германской пенитенциарной системы является и наличие в ней специальных тюрем для лиц престарелого возраста, которые характеризуются относительно щадящими условиями отбывания наказания.

В тюрьмы открытого типа осуждённых переводят за отсутствие правонарушений и при отбытии определённой части срока. Максимальный срок наказания - пожизненное заключение, которое может быть сокращено до 15 лет за хорошее поведение. Количество осуждённых, начиная с 90-х годов прошлого века, возросло на четверть. Среди осуждённых женщин более 50% больных наркоманией, среди мужчин 30%.
В учреждениях, предназначенных для применения мер исправления и безопасности, которые представляют собой социально-терапевтические учреждения, содержатся лица с психическими заболеваниями и отклонениями, а также осужденные, лечащиеся от наркомании и алкоголизма. К этой же категории относятся учреждения, в которых содержатся после отбывания наказания рецидивисты, проходящие стадию адаптации к жизни на свободе. Созданы учреждения для осужденных женщин, лиц молодежного возраста и предварительного заключения. Кроме того, существуют пенитенциарные учреждения открытого типа.

Большое значение социальные работники придают изучению личности осужденного в тот период, когда он помещается на шесть недель в тюрьме в отделение для временного содержания. В этот период психологи, юристы, педагоги, представители биржи труда внимательно наблюдают за осужденным, после чего на каждого из них составляется характеристика. Предполагается, что на первом этапе пребывания осужденного в пенитенциарном учреждении она должна облегчить работу персонала. Затем в нее будут вноситься изменения и дополнения.

После своеобразного "обследования" осужденного направляют в учреждение, в котором ему легче адаптироваться в соответствии с общими характеристиками среды, в которую он будет помещен для отбывания наказания в виде лишения свободы.

Особо интересным представляется порядок, согласно которому осужденные направляются в места отбывания наказания, расположенные не далее ста десяти километров от их постоянного места жительства. Осужденные работают 38,5 часов в неделю, что на 1,5 часа меньше максимально допустимой продолжительности рабочего времени, установленной международно-правовыми нормами.

Как и в России, в ФРГ существует проблема трудоустройства осужденных. Для ее разрешения администрация устанавливает связи с различными пенитенциарными работодателями, заинтересовывая их тем, что каждую неделю они могут трудоиспользовать то количество рабочих, какое им потребуется на это время, не держа лишних. Компании перечисляют за работу средства в земельный бюджет, из которого финансируются пенитенциарные учреждения, что, однако, едва покрывает 15% затрат на содержание осужденных. Отсюда государственные субсидии. Тем не менее, считается, что экономический результат труда осужденных за 5-8 лет их пребывания в местах лишения свободы, даже в малой степени не покроется теми социальными убытками, которые возможны, если на свободу возвратится озлобленный человек с подорванным здоровьем, не приспособленный к жизни среди правопослушных. Персонал пенитенциарных учреждений стремится поддерживать и укреплять связи осужденного с внешним миром в целом, со своей семьей в особенности.

Помимо социальных работников эти задачи решаются специальными контактными группами. В отличие от социальных работников, которые оказывают помощь советами, разъяснениями и рекомендациями, контактные группы, по рекомендации социальных работников, приглашают осужденных на время отбывания наказания, оказывают им различную практическую помощь.

В состав контактных групп могут входить лица, зарекомендовавшие себя добропорядочными гражданами. Это могут быть и служащие министерства юстиции, работники пенитенциарных учреждений. Кроме того, в ФРГ действуют попечительные советы, обязанные помогать администрации пенитенциарных учреждений в исправительном воздействии на осужденных.

Для того чтобы деятельность попечительного совета не зависела от тюремной администрации, ее представители в Совет не входят, а сами его члены могут беспрепятственно посещать пенитенциарные учреждения.

Попечительный Совет состоит из 8-10 авторитетных граждан города. Это могут быть члены парламента, юристы, врачи, педагоги, промышленники, рабочие. Они наделены функциями контроля за организацией исполнения наказания, трудоиспользованием осужденных и воспитательными воздействиями со стороны социальных работников и контактных групп.

Следует отметить, что особенности пенитенциарной системы ФРГ не только отражают принципы, нормы и стандарты международных документов в области исполнения и отбывания наказания, но и сами могут служить в подготовке проекта будущей международной конвенции, регламентирующей пенитенциарные проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: