Понятие, предмет и принципы проведения республиканского референдума

Референдум (от лат. referendum то, что должно быть сообщено) – в конституционном праве важнейший институт непосредственной демократии, представляет собой голосование всего народа или населения какой-либо территориальной единицы по тому или иному важному вопросу государственной или общественной жизни.

В зависимости от того, на какой территории проводится референдум, различают общенациональный (государственный) и местный референдумы.

Общенациональный (государственный) референдум проводится на всей территории государства, а местныйв отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.

По юридической силе и последствиям референдум делят на императивный и консультативный. Императивнымназывается референдум, если принятое народом решение имеет обязательную юридическую силу и является окончательным. Консультативныйреферендум призван выявить мнение населения по тому или иному важному вопросу государственной и общественной жизни, результаты которого учитываются компетентными органами государства при принятии решения путём издания соответствующего акта.

Кроме того, выделяют конституционный и законодательный референдумы. Предметом конституционногореферендума является проект новой конституции, поправки в конституцию, предметом законодательного референдума выступает проект закона.

В Республике Казахстан вопросы референдума регулируются Конституцией Республики 1995 года, Конституционным законом Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года «О республиканском референдуме»[116], Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» в части, не противоречащей Конституционному закону «О республиканском референдуме», актами Центральной комиссии референдума, носящими нормативный характер. В соответствии со статьёй 1 Конституционного закона «О республиканском референдуме» республиканский референдум - всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Референдум проводится на всей территории Республики. Поэтому референдум в Казахстане называется республиканским, так как, во-первых, имеет общенациональный характер, и, во-вторых, государство Казахстан по форме правления является республикой.

Здесь следует отметить, что в связи со значением, которому придается республиканскому референдуму, и его большой важностью в организации и проведении, данный вопрос, хотя Конституцией Республики и не предусмотрен как вопрос, подлежащий регулированию конституционным законом, тем не менее, регулируется конституционным законом, а не обычным законом.

В Казахстане периода суверенитета и независимости республиканский референдум проводился дважды – 29 апреля 1995 года, когда на референдум был вынесен вопрос о продлении срока полномочий Президента Республики Казахстан до декабря 2000 года, и 30 августа 1995 года, когда был вынесен вопрос о принятии Конституции Республики Казахстан. В первом случае на референдуме решался вопрос государственной важности – продление срока полномочий Президента Казахстана, а во втором было голосование по проекту Конституции. Принятие, например, конституции путем референдума является одним из демократических способов его принятия, чем, например, октроированный способ принятия конституции. Однако следует иметь в виду, что хотя референдум и демократический институт, но на нём избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он конституцию; предложить же какие-либо поправки он не может[117].

В некоторых государствах вместо термина «референдум» используется термин «плебисцит» (например, во Франции). С формально-юридической точки зрения плебисцит и по процедуре проведения, и по вопросам, который выносится на плебисцит, ни чем не отличается от референдума[118].

Референдум является одним из демократических институтов народовластия. Статьи 1, 3, 33, 44, 54, 72, 73, 90, 91, 94 Конституции Республики Казахстан 1995 года предусматривали и предусматривают институт республиканского референдума. Например, одним из основополагающих принципов деятельности Республики является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте (ст.1 Конституции). Пункт 1 статьи 90 Конституции Республики, в свою очередь, констатирует прошедший республиканский референдум по вопросу принятия Конституции: «Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования результатов референдума с одновременным прекращением действия ранее принятой Конституции Республики Казахстан». Здесь имеется в виду проведенный республиканский референдум 30 августа 1995 года и официальное опубликование его результатов Центральной комиссией референдума 5 сентября того же года[119]. День принятия Конституции на республиканском референдуме объявляется государственным праздником – Днем Конституции Республики Казахстан (п.2 ст.90 Конституции).

Статья 2 Конституционного закона «О республиканском референдуме» определяет вопросы, которые могут быть предметом республиканского референдума:

1) принятие Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений;

2) решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

Конституция Республики Казахстан 1995 года прямо закрепляет нормы, не подлежащие пересмотру. В частности, пункт 2 статьи 91 устанавливает, что установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены. Это означает, что как на республиканский референдум, так и на рассмотрение Парламента нельзя выносить вопросы, связанные с изменением формы государственно-территориального устройства и формы правления Республики. Например, нельзя выносить на референдум или на рассмотрение Парламента вопрос о внесении изменений и дополнений в нормы Конституции Республики, направленные на изменение унитарной формы государственного устройства Казахстана на федеративную, а также президентской формы правления на парламентарную либо смешанную.

Конституционный закон «О республиканском референдуме в статье 3 расширяет перечень вопросов, которые не могут предметом референдума. Это следующие вопросы:

1) которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики;

3) административно-территориального устройства и границ Республики;

4) правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;

5) бюджетной и налоговой политики;

6) амнистии и помилования;

7) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики;

8) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики.

Вынесение указанных вопросов на референдум напрямую затрагивают вопросы функционирования конституционного строя Республики Казахстан. Например, не только унитарная форма государственного устройства, территориальная целостность государства и форма правления Республики, но и административно-территориальное устройство, выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Республики, составляют основы конституционного строя Республики Казахстан, закрепленные в I Разделе и в других положениях Конституции.

Кроме того, вынесение на республиканский референдум вопросов, связанных с изменением порядка назначения или избрания судей, например, чтобы все судьи избирались представительными органами или прямо населением, будет затрагивать полномочия Президента Республики и Сената Парламента, которые имеют отношение к вопросам назначения либо избрания соответствующих судей судебной системы Республики Казахстан. Более того, вынесение на республиканский референдум, например, такого вопроса, чтобы акимы областей, городов республиканского значения и столицы не назначались на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы, а избирались прямо и непосредственно населением указанных административно-территориальных единиц, также будет затрагивать полномочия Президента Республики.

Поэтому для обеспечения стабильности закрепленных в Конституции Республики порядка функционирования президентской формы правления, унитарной формы государственного устройства Республики, всех институтов государственной власти, а также прав и свобод человека и гражданина запрещается нарушать указанную стабильность путем республиканского референдума.

Проведение референдума основывается на принципах:

1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан;

2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании;

3) гласности (ст.4 Конституционного закона «О республиканском референдуме»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: