Проблема славянского этногенеза

Трудность при решении вопроса о происхождении славян связана с тем, что существует ограниченное количество источников – в основном это данные археологических раскопок, иностранные письменные источники и лингвистические данные.

Сам термин «славяне» появляется только в середине I тыс.н.э. – скорее всего данный этнос имел другое название. Возможно первое упоминание о праславянах следует относить к сочинению Геродота (древнегреческий писатель, «История», V в. до н.э.) – упоминаются «скифы-сколоты», которые живут по течению Южного Буга и Днепра, занимались плужным земледелием и выращивали хлеб для продажи грекам. Римские источники (Плиний Старший «Естественная история», Корнелий Тацит «Анналы», Клавдий Птолимей) упоминают в I в. до н.э. - IV в. н.э. племена «венедов», проживающих в низовьях Дуная. Иордан ( готский историк, VI в., «О происхождении и деяниях готов») также говорит о венедах и размещает их в низовьях Днепра и Днестра, упоминает о борьбе между готами и венедами, а также о существовании у венедов племенных старейшин и межплеменных объединений.

Теории славянского этногенеза:

1. Дунайская версия. Автор – монах Нестор; источник:Повесть временных лет. Суть – славяне произошли от племени Иафета и расселились по Дунаю (в Венгрии), затем славяне расселились по всем землям и стали называться по месту нахождения. Эта версия господствовала до XIX в. и поддерживалась такими историками как Соловьев, Погодин, Ключевский (в былинах много места уделяется Дунаю).

2. Иранская версия. Автор – Ломоносов («Древняя Российская история»). Суть – под славянами следует понимать сарматов (термин «славяне» произошел от термина «роксоланы»), которые во времена Троянской войны (XIII-XII вв. до н.э.) переселились на Дунай через Черное и Средиземное моря; в период создания Римской империи (I в. до н.э.) сарматы ушли на территорию Киевской Руси. Эта версия поддерживалась Татищевым и Карамзиным.

3. Индоевропейская версия (в общих чертах эта теория преобладает и сейчас). Автор – Шахматов (лингвист, «Древнейшие судьбы русского племени»). Суть – около III-II тыс. до н.э. (Филин и Трубачев) происходит выделение праславян из индоевропейского массива (лингвистические данные); прародина – верховья Немана и Днепра. В середине V-VI вв. из-за столкновения с готами и германцами славяне уходят в междуречье Вислы и Днепра, а затем к Дунаю (данный факт и был зафиксирован ПВЛ). Окончательное расселение славян происходит после крушения империи гуннов и Аварского каганата.

С этой точкой зрения в общем созвучны и археологические данные. Трудность археологических исследований заключается в том, что территория Восточной Европы являлась местом нескольких волн миграций (последней было «великое переселение народов» в VI в.). Ведущие археологи – Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, В. В. Седов. В основе археологических построений лежат следующие принципы: 1) рассмотрение ареалов распространения той или иной археологической культуры, их сопоставление, что дает основание о заключении родства археологических культур; 2) стремление объяснить причины прерывистости. Используя эти принципы, археологи проследили совпадение ареала археологических культур на протяжении 1000 лет. В общих чертах преемственность археологических культур скорее выглядела следующим образом:

1. Чернолесская культура (X-III вв. до н.э.) – от Вислы до Среднего Днепра, геродотовы сколоты; время первого социально-экономического подъема (возможно был раннерабовладельческий строй и предпосылки для становления предгосударства, торговля хлебом с греками, развитие товарно-денежных отношений, начинается социальное расслоение);

2. Зарубинецкая культура (II в. до н.э. - II в.н.э.) – в результате нашествия сарматов восточная часть славян уходит на север (верхняя часть Поднепровья); происходит кризис в социально-экономическом развитии (возвращение к родоплеменной стадии, низкопроизводящее земледелие в виде перелога, большая роль скотоводства, отсутствие гончарного круга, трупосожжение, грубый и примитивный инвентарь);

3. Пшеворская культура ( II в. до н.э. - II в.н.э.) – от Одера и до Западного Буга, западная часть славян упадка не испытала, развитая металлургия.

4. Черняховская культура (II-IV вв.) – сарматы уходят и обе вышеназванные культуры спускаются к Черному морю } второй период подъема (возобновляются контакты с римской цивилизацией, начинаются процессы классообразования (индивидуальные и массовые захоронения, гончарный круг, развитое животноводство, железный плуг).

В IV-V вв. происходит вторжение гуннов, население уходит на север => преемственность в культурах исчезает} второй период упадка у славян. С распадом державы гуннов в VI в. у славян начинается третий подъем - фиксируется собственно славянская археологическая культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: