Проблема социально-экономического строя Киевской Руси

В историографии данного вопроса можно условно выделить несколько этапов:

1 этап (XVIII-1/3 XIX вв., Болтин, Полевон, Десницкий): сравнение общественно-экономического строя Руси и Европы через наличие некоторых феодальных институтов (крупная княжеская земельная собственность и вотчинное хозяйство).

2 этап (1/2 XIX в., Погодин, славянофилы, Чичерин, Костомаров, Соловьев): сходство отсутствует, т.к. земля оставалась в общем владении народа.

3 этап (советская марксистская школа): официальной теорией была концепция «вотчинного феодализма» (Б. Д. Греков). Суть: к IX в. на Руси появляется мощный слой крупных землевладельцев, которые в своих вотчинах эксплуатировали зависимое население (холопы и челядь - первые крепостные). Вотчины появляются естественным путем через имущественное разложение общины. Класс землевладельцев также естественным путем выделяется из общинников. Данная теория базировалась на следующем представлении Маркса и Энгельса: феодализм – это экономический строй, в основе которого лежит 1) отчуждение непосредственного производителя от земли => появление двух антагонистических классов; 2) феодальный способ производства, т.е. эксплуатация крестьян феодалами-собственниками } бази с; 3) соединение понятий власти и собственности; 4) землевладение носит условный характер; 5) правящий класс устроен иерархически } надстройка.

4 этап (современность) – нельзя говорить о единой социально-экономической системе в домонгольский период и концепции могут быть верны для разных регионов:

· Черепнин Л. В. (концепция государственного феодализма). Суть: до середины XI в. первоначальной формой земельной собственности была не вотчина (индивидуальная собственности), а государственная. Право собственности реализовывалось путем сбора дани (не государственная пошлина, а феодальная рента). Верховный собственник земли – князь. По мере укрепления княжеской власти последний жалует землю в кормление своим приближенным (ленное пожалование, то есть жаловалось не право на саму землю, а на доход с нее), что является доказательством существования феодализма. Со временем право взимания дани переросло в право собственности на землю, то есть начинает формироваться вотчинное землевладение, церковь также становится собственником. Концепция верна для южного и северо-восточного регионов (Киев и Владимир).

· Фроянов И. Я. (концепция родоплеменного строя). Суть: в домонгольский период большую часть населения составляли лично свободные, не было никаких классов, власть не была государственной, а князь сосуществовал с вече, основной структурной единицей была родовая община, существовала довольно большая прослойка рабов (холопы, челядь) из военнопленных, занимавшихся домашними работами. Лишь с XIII в. начинается распространение феодальных отношений на основе вотчины, в которой начинает работать зависимое население. Фроянов признает, что вотчина появляется еще в XI в., но в ней были задействованы в основном рабы (военнопленные, посаженные на землю). Данная концепция верна для северо-западного региона

· Греков Б. Д. (концепция вотчинного феодализма). Верна для юго-западного региона (Галицко-Волынские земли).

Категории землевладения:

· Княжеское (домениальное) – в X в. единичное явление (в форме загородных резиденций); массовым становится с конца XI в. Правда Ярославичей – устав домениального землевладения, т.к. упоминаются представители домениальной администрации: тиун (дворецкий), старший конюх, старосты; сельское население состоит из двух групп – 1)зависимые (сидят на земле господина) и 2) община (выплачивают оброк князю).

· Частновладельческие вотчины. Усиленное развитие получают с конца XI в. Путь появления: 1) пожалования князя. Бояре – это члены старшей дружины. Право сбора дани трансформируется в право на эти земли. В конце XII в. на территории княжеских крепостей начинают появляться огороженные усадьбы – свидетельство постоянства владений и превращения княжеских пожалований в наследственные (археологические данные); 2) купля (на северо-западе была главным путем создания вотчин).

· Условное землевладение. В конце XII в. начинает формироваться новое сословие – дворянство, которое составляло двор князя или боярина (свиту). За службу оно получало оружие и маленький участок земли с крестьянами в условное держание. Дворяне жили за счет ренты, которую собирали с крестьян. Где-то с 70-80-х гг. XIV в. есть о них упоминание в летописях.

· Церковное землевладение. В X в. церковь содержалась за счет десятины. В XII в. начинает обзаводиться землями, главным образом монастырями, что было связанно с земельными пожалованиями. Пути образования – покупка и княжеское пожалование.

Специфика древнерусского феодализма.

Главное – замедленный процесс становления феодального общества. Признаки этого: 1) частная земельная собственность возникла намного позднее, чем в Западной Европе (с XI в.); 2) вместо земельных ленов долго сохранялись данничество (раздают не землю, а доходы с нее); 3) большая часть населения свободна; 4) большая роль верховной княжеской власти и государства; 5) иерархическое устройство правящего класса находится на начальной стадии формирования (эти сеньориально-вассальные отношения относятся только к межкняжеским связям, а отношения князь-боярин еще не регламентированы четко, малая прослойка вассалов или рыцарей еще не сформировалась).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: