Специфика менеджмента в России

Суть управления в конечном счете сводится к разработке и осуществлению определённых воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе целенаправленной деятельности. Применительно к сфере общественного производства в качестве объекта управления могут выступать различные организационные формы и уровни производства, включая отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия. индивидуальная трудовая деятельность. Среди этих объектов управления особая значимость в настоящее время принадлежит деятельности промышленных предприятий, т.к. именно они на сегодняшний день являются основой любой экономической системы и призваны обеспечить всю совокупность материальных потребностей общества в государственном масштабе.

Доминирующая в прежние десятилетия парадигма (как система соответствующих взглядов, концепций, точек зрения) предполагала со стороны государства необходимость строгого централизованного управления промышленными предприятиями, распространявшегося на все стороны их деятельности, а также жесткой системы ограничения их хозяйственной самостоятельности, ресурсного распределения и связей между ними. Это было обусловлено тем, что роль экономического фундамента выполняла общественная собственность на средства производства, при этом план выступил как основной регулятор производства.

Получив в связи с переходом на рыночные отношения полную экономическую самостоятельность и вместе с ней возможность активно взаимодействовать с внешней средой (включая право ведения внешнеторговой деятельности), формировать и реализовывать производственные задачи, исходя из своих целей и устремлений, самостоятельно обеспечивать себя необходимыми ресурсами и т.п., предприятия столкнулись с множеством новых и чрезвычайно сложных для себя проблем, от решения которых всецело зависят не только вопросы их функционирования, но и существования.

Рыночные экономические условия не только повлияли на характер хозяйственной деятельности, но и кардинальным образом изменили содержание, целевую ориентацию, принципы, функциональную направленность и структуру управления промышленными предприятиями. В результате на смену традиционным понятиям «управление», «управленческая деятельность», «руководитель» пришли термины «менеджмент» и «менеджер», что является не только данью некой моде, но, прежде всего, отражением глубоких и объективных перемен в сфере производственных и управленческих отношений. Таким образом, сегодня специфика менеджмента по сравнению с более широким понятием «управление» предполагает, прежде всего, особую сферу жизнедеятельности предприятий, касающуюся их функционирования в рыночных условиях.

Переход на рыночный характер экономических отношений вызывает необходимость формирования новой управленческой парадигмы, основными положениями которой являются:

- децентрализация системы управления на базе сочетания рыночного и государственного регулирования экономических процессов (государство должно устанавливать лишь общие правила функционирования рынка, используя такие формы, как законодательство, государственные заказы, лицензирование, установление кредитных ставок и др.);

- переход к полицентрической системе хозяйствования (т.е. увеличение количества и сложности решаемых задач в регионах, на предприятиях);

- сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора;

- формирование и функционирование хозяйственных рыночных субъектов как открытых социально ориентируемых систем (причём социальная деятельность должна быть сориентирована как на внутренние социальные проблемы, так и на внешние вопросы социального взаимодействия со средой обитания и, в частности, с потребителями);

- каждая организация должна самостоятельно решать вопросы взаимодействия с внешней средой.

Кроме того, на современный менеджмент ложится сегодня основная ответственность по постановке и достижению целей деятельности предприятия. В современных условиях бизнеса менеджеры должны не только осуществлять текущее управление, но и заниматься вопросами стратегического развития предприятия на долгосрочную перспективу, постоянным анализом путей и средств достижения целей и ресурсного обеспечения, а также активным поиском рыночных ниш для своей промышленной продукции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: