Программно-целевой метод

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана ГОЭЛРО.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

Разработка целевых комплексных программ осуществляется по этапам. На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения. Четвертый этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы. Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

значительный эффект (экономический, социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики. Целевые комплексные программы могут разрабатываться надолго- (3—5,10—15 лет) и краткосрочные (квартал, год) периоды.

5. Для планирования структуры товарооборота торгового предприятия может быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающий изменение оборота по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота торгового предприятия:

, где (7.19)

– коэффициент эластичности по i –му товару, %;

– прирост товарооборота по i –му товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %

– прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i –ой товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятии на 1%. Причем чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.

Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности Эi на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:

, где (7.20)

– прирост товарооборота по i –ой товарной группе в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %

– прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.

6. Нормативный метод планирования предусматривает использование показателей товарооборота на 1 м² площади торгового зала. Его можно применять, когда меняется ассортиментная политика предприятия и имеются данные о нормативе товарооборота на 1 м² площади торгового зала по предприятию или данные о товарообороте на 1 м² аналогичных типов магазинов или конкурентов в районе деятельности торговой фирмы.

Основой расчета служит размер площади торгового зала, предусматриваемый для размещения отдельных групп товара, и объем товарооборота, планируемый на 1 м² площади (для новых групп товаров этот показатель принимается на уровне сложившегося в других аналогичных типах магазинов).

Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждому товару в отдельности с последующим выходом на общий объем планового товарооборота.

При планировании объема товарооборота особое внимание должно быть обращено на плановый объем закупок нового товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: