Особенности организации физического спецпрактикума в вузе

Физика по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания, определяя стиль и уровень научного мышления человечества. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой сложной ситуации, введению языка для описания этой ситуации, выявлению ее фундаментальных качественных и количественных аспектов и доведению уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени.

Процесс изучения курса физики в высшей школе является сложным и многогранным процессом, состоящим из основных направлений: лекционные занятия, практические занятия и лабораторный практикум. Лабораторные работы (ЛР) являются одним из важных звеньев учебного процесса. При изучении курса физики, физических законов и закономерностей, крайне важна экспериментальная работа, экспериментальные исследования. Безусловно, лабораторный практикум в вузе должен быть многоуровневым, содержащим ЛР разного уровня, различающиеся сложностью решаемых предметных и дидактических задач, методикой их проведения.

Роль ЛР следующая. На лабораторных занятиях студенты:

· получают навыки экспериментальной работы, учатся обращаться с различными приборами, пользоваться измерительными приборами;

· учатся обрабатывать полученные результаты, пользоваться справочной литературой:

· учатся самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных.

На лабораторных занятиях осуществляется:

· интеграция теоретико-методологических знаний и практических умений студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности;

· обеспечение наиболее благоприятных условий для учебно-исследовательской деятельности, развития творческого потенциала студентов;

· развитие умений работать самостоятельно.

· активизация познавательной деятельности студентов;

· регулярная работа в течение всего семестра, способствующая развитию навыков систематическая работы.

Все это способствует более глубокому, полному и осознанному пониманию теоретического материала.

Но, несмотря на важность лабораторного практикума в процессе изучения физики, многое преподаватели встречаются с рядом проблем, основными является следующие.

Ø Отсутствие заинтересованности, пассивности со стороны студентов при выполнении лабораторного практикума. Студенты с нежеланием посещают данные занятия, считая, что на этих занятиях можно ничего не делать, а затем списать полученные данные и результаты лабораторной работы; неосознанно и безынициативно выполняют работы.

Ø Несерьезно относятся к сдаче, защите выполненной лабораторной работы преподавателю.

Ø Ряд проблем, связанных с материальным обеспечением физических лабораторий в которых осуществляется лабораторный практикум.

В лекции мы ограничиваемся обсуждением вопроса организации проведения физического лабораторного практикума с методической точки зрения не учитывая третий вид проблем.

Ниже изложена традиционная методика проведения лабораторного практикума в высшей школе при изучении курса физики.

В проведении лабораторных работ выделяются следующие этапы занятия

I. Допуск к ЛР, включающий а) проверочный тест и б) проверку бланка отчёта ЛР;

II. Выполнение лабораторной работы;

III. Оформление лабораторной работы;

I V. Защита лабораторной работы (сделанной на текущем занятии)

Рассмотрим эти этапы подробнее (Скменюк Е.А.,2011).

V. Домашнее задание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: