Физика по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания, определяя стиль и уровень научного мышления человечества. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой сложной ситуации, введению языка для описания этой ситуации, выявлению ее фундаментальных качественных и количественных аспектов и доведению уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени.
Процесс изучения курса физики в высшей школе является сложным и многогранным процессом, состоящим из основных направлений: лекционные занятия, практические занятия и лабораторный практикум. Лабораторные работы (ЛР) являются одним из важных звеньев учебного процесса. При изучении курса физики, физических законов и закономерностей, крайне важна экспериментальная работа, экспериментальные исследования. Безусловно, лабораторный практикум в вузе должен быть многоуровневым, содержащим ЛР разного уровня, различающиеся сложностью решаемых предметных и дидактических задач, методикой их проведения.
Роль ЛР следующая. На лабораторных занятиях студенты:
· получают навыки экспериментальной работы, учатся обращаться с различными приборами, пользоваться измерительными приборами;
· учатся обрабатывать полученные результаты, пользоваться справочной литературой:
· учатся самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных.
На лабораторных занятиях осуществляется:
· интеграция теоретико-методологических знаний и практических умений студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности;
· обеспечение наиболее благоприятных условий для учебно-исследовательской деятельности, развития творческого потенциала студентов;
· развитие умений работать самостоятельно.
· активизация познавательной деятельности студентов;
· регулярная работа в течение всего семестра, способствующая развитию навыков систематическая работы.
Все это способствует более глубокому, полному и осознанному пониманию теоретического материала.
Но, несмотря на важность лабораторного практикума в процессе изучения физики, многое преподаватели встречаются с рядом проблем, основными является следующие.
Ø Отсутствие заинтересованности, пассивности со стороны студентов при выполнении лабораторного практикума. Студенты с нежеланием посещают данные занятия, считая, что на этих занятиях можно ничего не делать, а затем списать полученные данные и результаты лабораторной работы; неосознанно и безынициативно выполняют работы.
Ø Несерьезно относятся к сдаче, защите выполненной лабораторной работы преподавателю.
Ø Ряд проблем, связанных с материальным обеспечением физических лабораторий в которых осуществляется лабораторный практикум.
В лекции мы ограничиваемся обсуждением вопроса организации проведения физического лабораторного практикума с методической точки зрения не учитывая третий вид проблем.
Ниже изложена традиционная методика проведения лабораторного практикума в высшей школе при изучении курса физики.
В проведении лабораторных работ выделяются следующие этапы занятия
I. Допуск к ЛР, включающий а) проверочный тест и б) проверку бланка отчёта ЛР;
II. Выполнение лабораторной работы;
III. Оформление лабораторной работы;
I V. Защита лабораторной работы (сделанной на текущем занятии)
Рассмотрим эти этапы подробнее (Скменюк Е.А.,2011).
V. Домашнее задание