Организация физического спецпрактикума в школе

Физический практикум в программу по физике был введен только в 1957 г., хотя передовые учителя начали проводить физический практикум значительно раньше. Практически этот вид занятий стал внедряться после того, как были разработаны необходимое оборудование, методика проведения этих работ.

Физический практикум проводится с целью повторения, углуб­ления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики; развития и совершенствования у учащихся экспери­ментальных умений путем использования более сложного оборудо­вания, более сложного эксперимента; формирования у них само­стоятельности при решении задач, связанных с экспериментом. Физпрактикум не связан по времени с изучаемым ма­териалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, иногда - в конце первого и второго полугодий, и включает серию опытов по той или иной теме.

Таблица 1 (Теория и методика, общ вопр, 2000, с. 339)

                                 
I                              
II                              
III                              
IV                              
V                              
                                                       

Н о м е р а ЛР

Смена работ в бригадах делается по специально со­ставленному скользящему графику. Составляя график, учитывают число уча­щихся в классе, число работ практикума, наличие оборудования. В табл. 1 приведен пример такого графика, составленный ис­ходя из следующих данных: в классе 30 учащихся, в каждой подгруппе – 15, работают за установкой по 3 человека, всего 5 бригад. В практикум вхо­дят 5 работ, каждая лабо­раторная работа должна быть представлена в трех экземплярах. Необходимо строгое соблюдение графика – это важный принцип эффективной организации практикума.

На каждую работу физического практикума отводятся 2 учеб­ных часа, что требует введения в расписание сдвоенных уроков по физике. Это представляет затруднения. По этой причине и из-за недостатка необходимого оборудования практикуют одночасо­вые работы физического практикума. Следует отметить, что предпочтительными являются двухчасовые работы, поскольку работы практикума сложнее, чем фронтальные лабораторные ра­боты, выполняются они на более сложном оборудовании, причем доля самостоятельного участия учеников значительно больше, чем в случае фронтальных лабораторных работ.

Физические практикумы предусмотрены в основном програм­мами IX-XI классов. В каждом классе на практикум отводится примерно 10 часов учебного времени.

На первом занятии предусматривается проведение вводной беседы по следующему плану:

Ø задачи практикума;

Ø содержание практикума;

Ø организация работы;

Ø приемы измерений и вычисление погрешностей

Ø требование к отчетам;

Ø правила безопасного труда

Методическая разработка к ЛР, которую готовит учитель по каждой работе, долж­на содержать: название, цель (познавательную задачу), список при­боров и оборудования, краткую теорию, описание неизвестных учащимся приборов, план выполнения работы, требование к отче­ту.

В зависимости от уровня экспериментальных умений учащихся те или иные элементы инструкции опускаются. Целесообразно со­ставлять инструкцию в трех вариантах, рассчитанных на разную степень самостоятельности учащихся, с включением в них дополни­тельных заданий для успешно занимающихся учащихся.

Отчет учащихся о работе должен содержать: название работы, цель работы, список приборов, схему или рисунки установки, план выполнения работы, таблицу результатов, формулы, по ко­торым вычислялись значения величин, вычисления погрешностей измерений, выводы.

При оценке работы учащихся в практикуме следует учитывать их подготовку к работе, отчет о работе, уровень сформированно-сти умений, понимание теоретического материала, используемых методов экспериментального исследования.

Учитель может выставлять оценку за каждую работу, за группу близких по тематике работ, одну оценку за весь практикум.

Для проведения практикума используется специальное обору­дование, оно более сложное, чем для фронтальных работ, более точное. В кабинете следует иметь по 2-3 комплекта оборудования для каждой работы практикума. Комплектуется и хранится обо­рудование по работам; оно может быть собрано в специальные ящики, подобные укладкам для приборов к фронтальным лабора­торным работам.

Проведение практикума так же, как и фронтальных лабора­торных работ, включает три этапа: подготовку, выполнение, под­ведение итогов. Деятельность, которая выполняется учителем и учащимися на этих этапах, представлена в модифицированной таблице из учебника по методике обучения физике (Теория и методика,,ч.1, 2000, с. 339).

Таблица 2. Методика проведения занятия на спецпрактикуме (Теория и методика,,ч.1, 2000, с. 339).

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подготовка 1. Подготовка оборудования 2. Выполнение работ, опреде- ление погрешности, опти- мальной методики выполне- ния эксперимента 3. Подготовка описаний- инструкций 4. Составление графика ра- боты Готовятся в соответствии с графиком: повторение теоретического материала; знакомство (повторение) с теорией соответствующего эксперимента (приборы и установка, правила пользования приборами, методика проведения экс­перимента); оформление тетради
Выполнение   1. Проверка подготовлен- но­сти учащихся к выполнению работ 2. Наблюдение за работой учащихся 1. Отчет о подготовке к выполнению работы 2. Самостоятельное выпол­нение работы либо по го­товой инструкции, либо самостоятельно разрабо- танной 3. Вычисление погрешно- стей измерений, анализ результатов
Подведение итогов 1. Проверка и оценка работы учащихся 2. Рефлексия 1. Подготовка и представ­ление отчета о работе. Результаты и выводы. 2. Рефлексия

Следует отличать выводы от результатов, полученных при выполнении работы. Как правило, учащиеся в выводах пишут содержание проделанной работы и что получено. Это ошибка. Выводами следует считать, то, что следует из результатов, в чём они убеждаются. Например, в лабораторной работе «Исследование поверхностного натяжения жидкости» учащиеся измеряют коэффициент поверхностного натяжения (КПН) воды трижды, меняя длину петли. Получают значение коэффициента. Строят линейный график зависимости силы натяжения от длины петли. Измеряют КПН для мыльного раствора, раствора соли и горячей воды.

В результатах следует написать: 1) Проведено измерение КПН и получено его численное значение:

Среднее значение < α. >. + ∆α = ……………………..

2) Построен линейный график зависимости Fн = f (l);

Из результатов следуют выводы:

1) КПН не зависит от длины петли (границы свободной поверхности жидкости) и не зависит от Fн, так как это коэффициент пропорциональности в линейном законе Fн = f (l); Отношение Fн / l остаётся постоянным

2) КПН зависит от природы жидкости и её состояния

Правильность формулировок выводов способствует формированию понятийного мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: