Допуск к ЛР

А) В начале лабораторного занятия выполняется проверочный теоретический тест, состоящий из 5 вопросов. Цель проводимого теста заключается в определении степени подготовленности студента к данной лабораторной работе, владение им теоретическим материалом выполняемой работы. Тест должен содержать теоретические вопросы уровня воспроизведения, в которых отражается основное содержание и смысл данной проводимой работы. Подготовка к данному тесту должна помочь студенту в раскрытии смысла проводимого эксперимента, оценить особенности выполняемой лабораторной работы и ее специфику, а также обозначить итоговые результаты эксперимента. Данный проверочный тест можно проводить как в устной форме, так и в письменной, на усмотрение преподавателя. В идеале конечно, если данный тест проводится с помощью компьютерного тестирование, который сразу оценивает подготовленность студента. Данный теоретический тест является своеобразным пропуском к проведению лабораторной работы, если студент показывает плохие результаты по подготовке теоретического материала, он не допускается к выполнению эксперимента. На данный этап занятия отводится от 5 до 15минут.

Б) Затем у каждого студента проверяется наличие бланка лабораторной работы, который представляет собой план-конспект лабораторной работы со всеми основными таблицами, законами и графиками. При отсутствии бланка лабораторной работы студент также не допускается к выполнению работы. Данное требование вводится в основном, для экономии времени при выполнении лабораторной работы.

II. Выполнение ЛР. Следующим, основным этапом занятия является выполнение работы. Группа студентов разбивается на пары по 2 человека (число студентов в группе может варьироваться от 2 до 5 человек, в зависимости от количества проводимых работ и от общего числа студентов в группе). Но мы бы порекомендовали не создавать группы студентов для выполнения лабораторной работы более 5 человек, в этом случае вероятность, что кто-то из студентов будет бездельничать очень велика. Таким образом, разбив студентов на группы, они приступают к выполнению лабораторного эксперимента согласно предписанием данной лабораторной работы. В зависимости от сложности выполняемой лабораторной работы обычно на данный этап занятия выделяют от 30 до 40 минут рабочего времени.

III. Оформление ЛР. Оформление работывключает проведение соответствующих расчетов, построение графиков (если это определено в задании проводимого эксперимента), подведение и оформление выводов. Оформление ЛР производится каждым студентом индивидуально, в специальной тетради, в которых выполняются только лабораторные занятия. На этот этап занятия отводится до 15 минут рабочего времени. После выполнения и оформления, отчет с результатами ЛР сдается на проверку преподавателю.

IV. Защита ЛР. Заключительным этапом занятия является защита ЛР. Данный этап занятия проводится в виде индивидуальной беседы между преподавателем и студентом. Собеседование может проводиться также в виде тестирования, или в форме устного собеседования, или письменного опроса. Выбор той или иной формы контроля главным образом определяется количеством студентов в группе, общей подготовленностью студентов, уровнем развитых навыков и способностей студентов. Следует отметить, что данный этап лабораторного занятия является самым напряженным и интенсивным, так как за небольшой промежуток времени преподаватель должен оценить степень усвоения студентом лабораторного материала, определить уровень понимания изученного материала, выявить недостатки и пробелы в знаниях студента по данной тематике. А также проверить произведенные вычисления в соответствии с требованиями выполняемой работы, оценить правильность сформулированных выводов по окончанию эксперимента. Конечно, такую защиту лучше проводить в виде компьютерного тестирования, по окончании которого студенту выставляется итоговая оценка за выполнение данной ЛР. В случае, если такой возможности нет, можно провести устную беседу со студентом, которая может состоять в виде теоретических вопросов на основные законы, закономерности и формулы, на основании которых проводится данный эксперимент, или же в подтверждение которых проводилась данная ЛР. По окончанию защиты ЛР преподаватель определяет, сдана или не сдана данная работа, выставляет оценку согласно требованиям вуза. В случае, если студент не защищает выполненную работу, ее сдача переносится на следующее лабораторное занятие, и на усмотрение преподавателя и по желанию студента, следующее занятие студент может начать не с проверочного теста к новой ЛР, а с защиты старой, не сданной ЛР. Накопление студентом несданных ЛР ведет к понижению возможности получения вовремя зачета по физике, и соответственно к невыходу студента вовремя на экзаменационную сессию.

Студенты, как правило, проводят защиту ЛР работы, сделанной на предыдущем занятии. Однако, преподавателю надо стремиться к модели занятия, на котором выполнены все его задачи.

В заключение студенты получают домашнее задание, которое состоит в названии следующей лабораторной работе, указывается список литературы, которую необходимо изучить к следующему лабораторному занятию (см. таблицу 3).

Таблица 3. План лабораторного занятия по физике (Семенюк, 2011 и др.)

ЭТАПЫ
 
 


I


II


III

IV


V

Структура лабораторного занятия Содержание этапа занятия Время, отводимое на соответствующий этап лабораторного занятия на подгруппу (группу)
1.1. проверочный тест; 1.2.проверка наличия бланка лабораторной работы; Выполнение лабораторной работы; Оформление лабораторной работы; Защита лабораторной работы Задание на дом · 5 теоретических вопросов 5-7 теоретических вопросов название работы и литература к следующей лабораторной работе 5-15мин 3-5мин 30-40мин 15 мин 20-30мин 3мин

Методика проведения лабораторных работ создает эффективные условия для стимуляции приобретения знаний, заставляющее студентов во время семестра систематически изучать теоретические вопросы дисциплины, регулярно готовиться к занятиям.

Преподаватель обязан в достаточно ограниченный промежуток времени в пределах данного занятия оценить каждого студента индивидуально дважды – приняв допуск и защиту ЛР по теории, что зависит от методической подготовки преподавателя и средств его УМК.

Преподавателю не следует забывать, что лабораторное занятие является полноправной формой обучения, такой же как лекция и семинар и на нём должны быть выполнены все задачи, в том числе основная – выполнение эксперимента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: