Лекция 1

Домашние лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.

Главная задача экспериментальных работ этого вида:

- формирование умения наблюдать физические явления в при­роде и в быту;

- формирование умения выполнять измерения с помощью из­мерительных средств, использующихся в быту;

- формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;

- формирование самостоятельности и активности.
Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы

в зависимости от используемого при их выполнении оборудования:

-работы, в которых используются предметы домашнего оби­хода и подручные материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.;

-работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы, электроскоп и др.);

-работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промыш­ленностью.

Уже достаточно давно рекомендовано учащимся иметь до­машнюю лабораторию. В нее включались в первую очередь ли­нейки, мензурка, воронка, весы, разновесы, динамометр, трибо-метр, магнит, часы с секундной стрелкой, железные опилки, труб­ки, провода, батарейка, лампочка. Однако, несмотря на то, что в набор включены весьма простые приборы, это предложение не получило распространения.

Для организации домашней экспериментальной работы уча­щихся можно использовать так называемую мини-лабораторию, предложенную учителем-методистом Е.С.Объедковым, в кото­рую входят многие предметы домашнего обихода (бутылочки от пенициллина, резинки, пипетки, линейки и т.п.), что доступно практически каждому школьнику. Е.С.Объедков разработал весьма большое число интересных и полезных опытов с этим обо­рудованием.

Кроме того, промышленностью выпускаются различные кон­структоры (по оптике, электричеству, электромагнетизму), кото­рые могут быть использованы для домашнего эксперимента.

В последнее время появились фирмы, выпускающие школьное оборудование в виде как комплектов, так и отдельных приборов. Простейшие из этих приборов могут оказаться доступными для личного приобретения учащимися и войти в состав домашней ла­боратории.

Появилась также возможность использовать ЭВМ для прове­дения в домашних условиях модельного эксперимента. Понятно, что соответствующие задания могут быть предложены тем уча­щимся, у которых дома есть компьютер и программно-педагоги­ческие средства.

Таким образом, в настоящее время имеются большие возмож­ности для организации домашней экспериментальной работы учащихся. Наибольший интерес она вызывает у учащихся основ­ной школы, которым могут быть предложены следующие, напри­мер, работы:

измерение скорости равномерного движения;

измерение вместимости сосуда;

измерение толщины листа бумаги;

измерение работы электрического тока;

выращивание кристаллов;

наблюдение зависимости скорости диффузии от температуры;

наблюдение интерференции в тонких мыльных плёнках и т.п.

Учащимся старших классов целесообразно предлагать работы более высокого уровня: конструкторские, исследовательские.

Результаты выполненных работ должны быть соответствую­щим образом оформлены (так, как это делается при выполнении фронтальных лабораторных работ). Их следует обязательно об­судить и проанализировать на уроке.

Словарь терминов:

Измерение –соотношение свойств объектов или явлений эталоном, с числами, осуществляемое по определённым правилам.

Библиография

1. Гурина, Р.В., Гончар Л..И. Применение пакета Ехсеl при оформлении лабораторных работ по физике // Преподавание физики в высшей школе. – 2006. – № 32. – М.: МПГУ Международная академия наук педагогического образования. – С. 72–75

2. Гурина, Р.В. Учебно-исследовательский эксперимент по физике с компьютерной обработкой результатов: лабораторный практикум. Методические рекомендации для учителей физики профильных физико-математических классов. – Ульяновск:: УлГУ, 2007. – 48 с.Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 368 с.

3. Методика преподавания физики в 8–10 классах средней школы. Ч.1. / В.П. Орехов, А.А. Усова, И.К. Турышев и др.; под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.

4. Объедков, Е.С. Ученический эксперимент на уроках физики.– М., 1996.

5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.

6. Практикум по физике в средней школе (пособие для учите­лей) / Под ред. А.А.Покровского. – М., 1973.

7. Семенюк,Е.А. Организация лабораторного практикума при изучении физики в вузе// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. Заочн. Научн. Конф. Челябинск, октябрь, 2011. Т.1. – Челябинск: Два кмсомольца, 2011. – С. 87-89

8. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы. Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. С.Е. Каменецкого. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 384 с.

9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

10. Формирование системного мышления в обучении / под ред.
З.А. Решетовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.

11. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство.–Спб.: «ИМАТОН», 2002. – 80 с.

ЛЕКЦИЯ 1

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Кондолиза Райз

В XIX столетии величие государств зависело от того, что можно было выкопать из земли, в ХХ – насколько эффективны производственные процессы и сколько продукции можно собрать на конвейере. Но в ХХ1 веке все зависит от человеческого потенциала, творчества и инновационности. От того, что человек может привнести в этот мир. Поиск этих идей является реакцией предпринимателей на уменьшение дохода от своей деятельности, которое вызвано насыщениям рынка соответствующими товарами, а воплощение этих идей в жизнь зависит от ресурсных и инновационных возможностей субъектов хозяйствования и от общего уровня научно-технического развития страны.

Сущность и задачи инновационного менеджмента

Деятельность каждой организации направлена на удовлетворение нужд потребителей соответствующего сегмента рынка.

Независимо от того, к какой области она принадлежит, каких потребителей обслуживает, рядом с ней на рынке функционируют другие предпринимательские структуры, которые занимаются аналогичной деятельностью. Чем более привлекательный с точки зрения доходов рыночный сегмент, тем сильнее на нем конкуренция. Конкурентная борьба между субъектами хозяйствования заставляет их заботиться об эффективности своей деятельности, что возможно лишь при условии

систематических нововведений в производственный процесс с целью усовершенствования способа изготовления продукции,

и в самую продукцию для ее модификации, предоставление новых свойств,

улучшение дизайна,

эксплуатационных характеристик, которые формируют ее высшую потребительскую ценность, и делает более привлекательной для покупателей. Что обеспечивает условия к их продолжительному существованию и развитию.

Итак, с помощью инновации организация способна конкурировать на рынке, который нуждается в пристальном внимании менеджеров всех уровней к формированию системы управления новациями.

Нужно различать сроки «новация» («новинка») и «инновация». Новация - это новые порядок, обычай, метод, продукт, которые могут быть использованы в общественном производстве и потреблении.

Новация (лат. обновление, изменение)продукт интеллектуальной деятельности людей, оформленный результат фундаментальных, прикладных или экспериментальных исследований в любой сфере человеческой деятельности, направленный на повышение ее эффективности.

Новациями являются открытия, изобретения, новые или усовершенствованные процессы, структуры, методики, стандарты, результаты маркетинговых исследований и т.п.. Однако для осознания ценности новации, а значит, целесообразности ее внедрения, необходимо определенное время. Период между появлением новации и ее внедрением называют инновационным лагом.

Новация после принятия к реализации и распространению приобретает новое качество - становится инновацией.

Инновация (нововведение)конечный результат креативной деятельности, воплощенный в выведенном на рынок новом или усовершенствованном продукте, технологическом процессе, который используется в практической деятельности, или новом подходе к предоставлению потребительских услуг.

Понятие инноваций многие толкуют совершенно по-разному. Мы считаем, что инновации — это новый способ использовать знания, материальные и нематериальные активы с целью создания большей стоимости.

Инновации — это, прежде всего, инструмент мышления.

Отсюда и трактование понятия «инновация» в Законе Украины «Об инновационной деятельности»: «Это новообразованные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, которые существенным образом улучшают структуру и качество производства и (или) социальной сферы».

Согласно Закону объектами инновационной деятельности явл:

— инновационные программы и проекты;

— новые знания и интеллектуальные продукты;

— производственное оборудование и процессы;

— инфраструктура производства и предпринимательства;

— организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, которые существенным образом улучшают структуру и качество производства и (или) социальной сферы;

— сырьевые ресурсы, средства их добычи и переработка;

— товарная продукция;

— механизмы формирования потребительского рынка и сбыта товарной продукции.

Инновации — вовсе не то же самое, что изобретения или НИОКР. НИОКР — это лишь необходимое, но не достаточное условие успешных инноваций. Между затратами на НИОКР и отдачей от них или даже между количеством оформленных патентов и финансовыми результатами компании существует в лучшем случае весьма слабая корреляция, а нередко вообще нет прямой взаимосвязи. Другими словами, увеличение затрат на НИОКР не гарантирует успеха. Тем не менее управление затратами на НИОКР — один из ключевых фрагментов головоломки.

Очень часто когда мы говорим про инновации, то подразумеваем что для этого нужны большие деньги, мол это прерогатива больших компаний. Но Инновации не только доступны малому и среднему бизнесу — они встречаются там намного чаще. Ведь инновации — это не цель, а механизм. Это своего рода двигатель, который помогает прийти к определенной цели.

Инновация — это возможность посмотреть на свое дело под другим углом и понять: что бы ты ни делал, всегда есть способ сделать это по-другому

Иногда ограниченность финансирования является самым лучшим стимулом для инновационного мышления. Начинаешь думать: если у меня есть только эта сумма, как же мне сделать все, что запланировано, и не превысить ее? Тут-то и рождаются инновационные идеи.

Решение этих задач обеспечивается инновационным менеджментом.

Инновационный менеджментподсистема общего менеджмента, целью которой являются управления инновационными процессами в организации.

Он призван обеспечивать реализацию стратегических целей организации. Его задачей является эффективное управление процессом разработки, внедрение, производства и коммерциализации инновации с согласованием соответствующих управленческих решений с системой операционного (производственного), маркетингового финансового и кадрового менеджмента.

Причем главное в инновационном менеджменте сегодня скорее не научно-технические разработки, а создание новой инновационной среды, где изменения становятся нормой.

Инновационный менеджмент как системасовокупность экономических, мотивационных, организационных и правовых средств, методов и форм управления инновационной деятельностью организации с целью оптимизации экономических результатов ее хозяйственной деятельности.

Инновационный менеджмент как система является совокупностью действий, которые касаются обоснования, принятие, реализации управленческих решений относительно создания и внедрение новаций в организации и направлены на определения стратегических инновационных целей, адекватных общекорпоративной стратегии; формирование инновационной стратегии и инновационной политики; оптимизацию организационно-структурных форм управления инновациями; разработка технологии обоснования и принятие инновационных решений; выбор методов влияния на поведение участников инновационного процесса с целью формирования взаимовыгодных экономических отношений.

От того, насколько благоприятными будут в организации условия для реализации интеллектуального, креативного потенциала работников, зависят качественные и количественные характеристики инновационной деятельности.

Тотальные инновации предполагают способность руководителей и сотрудников последовательно и постоянно вовлекать в процесс инноваций всю компанию целиком. При этом успех зависит отнюдь не от достижений отдельных талантливых разработчиков или рабочих групп. В компаниях, которые придерживаются принципа тотальных инноваций, складывается особый тип корпоративной культуры, стимулирующий новаторство: хорошо отлажен процесс оценки новых идей и предложений, портфель проектов сбалансирован, представители разных функциональных направлений эффективно сотрудничают в рабочих группах и используют новые инструменты и процессы, позволяющие обеспечить оптимальное сочетание творческой энергии и дисциплины. Компании, руководители которых считают, что инновациями достаточно заниматься время от времени, не смогут внедрить практику тотальных инноваций.

Инновации, развитие конкуренции и экономический рост

Динамическое социально-экономическое развитие каждой страны невозможно без всестороннего и непрерывного использования нововведений, которые являются катализаторами общего развития. На это указывает опыт Японии, Южной Кореи, Китая и других азиатских «тигров», которые, сделав акцент на интенсивные технологические изменения, за короткий период обеспечили свой мощный экономический рост.

Исследуя структурные источники экономического развития, американский экономист Майкл Портер (нар. 1947) выделил среди них три основные: производственные факторы, инвестиции, инновационная деятельность. Он подчеркивал, что эффективность и конкурентоспособность экономики определяется соотношением этих источников, которое на разных этапах экономического развития разное.

Так, в индустриальном обществе важная роль в обеспечении экономического роста принадлежит производственным факторам, что дает возможность расширять объемы производства и сбыта продукции преимущественно на экстенсивной основе.

Экстенсивный тип развитияспособ экономического роста, при котором достижения основных целей происходит путем количественного изменения производственных факторов (привлечение дополнительных ресурсов, создание новых производств) на основе существующего научно-технического уровня, использование большего количества ресурсов.

При отсутствии острой конкуренции и в относительно стабильной среде такой путь результативный и для отдельных предприятий, и для экономических систем вообще. Однако он имеет существенные ресурсные ограничения и не подходит для использования в условиях конкуренции за ресурсы. В таком случае развитие происходит на интенсивной основе.

Интенсивный тип развитияспособ экономического роста, который предусматривает использование передовых научно-технических достижений для повышения производительности и результативности социально-экономической системы.

Интенсивный тип развития основывается на применении наиболее эффективных производственных факторов (высшая квалификация рабочей силы, более совершенная технология изготовления продукции, новые материалы).

Инновационный тип развитияспособ экономического роста, основанный на постоянных и систематических нововведениях, направленных на существенное улучшение всех аспектов деятельности хозяйственной системы, возможностью использования определенных ресурсных факторов для создания инновационных товаров и формирование конкурентных преимуществ.

Необходимость перехода к инновационному типу развития обусловлена объективными причинами:

— переполненностью мирового рынка товарами и услугами, найти место в котором можно, лишь сформировав собственную рыночную нишу качественно нового товара;

— способностью инновационного товара создавать существенные конкурентные преимущества;

— мировой тенденцией к индивидуализации нужд, а значит, потребительских характеристик товара;

— стремлением транснациональных корпораций монополизировать рынки, которые требует от мелких товаропроизводителей инновационной стратегии поведения на рынке для обеспечения стойкости своего существования.

ЛЕКЦИЯ 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: