Тема 2. Финансовый контроль и финансовая ответственность

За счет наследства в пределах его стоимости возмещаются:

1) необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя;

2) расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения;

3) расходы на охрану наследства и управление им;

4) расходы, связанные с исполнением завещания.

Требования о возмещении перечисленных расходов могут быть предъявлены к наследникам, принявшим наследство, а до его принятия - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. Следует обратить внимание на то, что все эти расходы возмещаются до уплаты долгов кредиторам наследодателя и в пределах стоимости перешедшего к каждому из наследников наследственного имущества.

Учитывая, что размеры наследственного имущества не всегда соответствуют величине необходимых расходов, установлена очередность их возмещения: в первую очередь возмещаются расходы, вызванные болезнью и похоронами наследодателя, во вторую - расходы на охрану наследства и управление им и в третью - расходы, связанные с исполнением завещания (абз. 2 п. 2 ст. 1174 ГК).

Для осуществления расходов на достойные похороны наследодателя могут быть использованы любые принадлежавшие ему денежные средства, в том числе находящиеся во вкладах или на счетах в банках. Банки, во вкладах или на счетах которых находятся денежные средства наследодателя, обязаны по постановлению нотариуса предоставить их лицу, указанному в постановлении нотариуса, для оплаты указанных расходов.

Тот наследник, которому завещаны денежные средства, внесенные во вклад или находящиеся на любых других счетах наследодателя в банках, в том числе в случае, когда они завещаны путем завещательного распоряжения в банке, вправе в любое время до истечения шести месяцев со дня открытия наследства получить из вклада или со счета наследодателя денежные средства, необходимые для его похорон. Однако размер средств, выдаваемых банком на похороны наследнику или указанному в постановлении нотариуса лицу, не может превышать 40 тыс. руб. (абз. 4 п. 3 ст. 1174 ГК в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 105-ФЗ).


[1] Этот перечень –закрытый. РГП не допускает известного некоторым правопорядкам "дарения mortis causa" (на случай смерти), которое могло бы служить обходу норм наследственного права, защищающих интересы кредиторов умершего.

Тема 1. Понятие и правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в осуществлении финансовой деятельности.

Финансы - это отношения по поводу собирания (аккумулирования), распределения (перераспределения), использования фондов.

Фонды:

1) Централизованные: государственные, муниципальные, находящиеся в управлении органов публичной власти. Могут переходить в децентрализованные фонды. Например, налоги.

2) Децентрализованные: находятся в частном управлении. Всегда имеются обязанности по отношению к централизованным фондам.

История от Морозова. Пенсионный фонд. Денег нет. Есть банк Гарантия и нефтяники, а так же потребители ГСМ (они так же бюджетополучатели). Нефтяники снижают цену на ГСМ, потребители ГСМ на излишек средств оплачивают пенсионерам, пенсионный фонд освобождается сам и освобождением «платит» нефтяникам (за снижение цены на ГСМ считает обязанность по отчислению исполненной)... В результате всем хорошо.

Метод финансового права.

Метод: императивный, один субъект всегда властный, но при этом отношения не носят административный характер, оба субъекта подчинены обязанностям. Соглашение о налогах – есть такой институт, но там нет равноправия, органы всегда связаны компетенцией, усмотрение проявляется только в сроке отсрочки, кстати, за нее тоже надо платить. Поэтому не следует усматривать здесь гражданско-правовые элементы.

Система финансового права.

Происхождение финансового права (точки зрения):

1) Из полицейского, камералистики.

2) Самостоятельно.

1. Общая часть:

- предмет и метод финансового права

- нормы (гипотеза, диспозиция, санкция по разным актам)

- источники

- субъекты финансового права и финансовых правоотношений

- финансовый контроль (государственный и муниципальный)

2. Особенная часть:

1) бюджетное право:

- доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджета, правовой режим бюджетных расходов

- бюджетный процесс (стадии знать!)

- финансово-правовое регулирование государственных внебюджетных фондов, проект знать.

- правовое регулирование децентрализованных финансов

2) налоговое право:

- понятие налога и сбора

- налогоплательщики

- компетенция налоговых органов

- ответственность за нарушение налогового законодательства

- государственный и муниципальный кредит, со стороны заемщика или кредитора выступает государство или муниципалитет

- финансово-правовые основы банковской деятельности, денежного обращения и расчета, двухуровневая банковская система. Компетенция банков в бюджетном процессе. Агенты валютного контроля - банки. Агентство страхования вкладов, компетенцию знать. Санация банков.

- безналичные расчеты, формы, порядок осуществления; при обращении взыскания на средства бюджета (в силу закона) и средства кредитных организаций (на практике) приставы-исполнители не нужны.

- валютные отношения

3. Специальная часть: финансовый контроль и ответственность (выделение немного надуманно)

! Установление налогов - через налоговый кодекс, введение налогов - различные органы власти, в т. ч. и местные.

Отграничение финансового права от смежных отраслей.

1) От гражданского права: по методу, в гражданском - диспозитивный, в финансовом - императивный

2) От административного: по предмету

3) От муниципального: муниципальное - комплексная отрасль права, финансовое - нормальная

Государственный и муниципальный финансовый контроль – это деятельность уполномоченных органов власти или иных организаций, реализующих публичный интерес за соблюдением законности.

Контроль осуществляют (формы контроля):

1) Администрация Президента (президентский финансовый контроль)

2) Законодательные органы и ОИВ общей компетенции

3) ОИВ специальной компетенции

4) Главный распорядитель бюджетных средств (внутриведомственный финансовый контроль)

5) Главные администраторы дохода бюджета и источника финансирования дефицита бюджета

6) Органы независимого государственного финансового контроля

Контроль:

1) Предварительный - до проведения ФХО, проверка документов

2) Текущий - в ходе осуществления финансово-хозяйственной операции

3) Последующий - после проведения ревизия, обследование, проверка

1) Обязательный - компетентными органами по требованию закона (например, счетная палата)

2) Инициативный - по решению руководителей государственных и муниципальных предприятий, имущество которых является публичной собственностью.

Тема 2. Финансовый контроль и финансовая ответственность.

Виды нарушений в финансовой сфере:

1. Нецелевое использование (0,1%)

2. Неэффективное использование денежных средств (2,3%)

3. Недостача (не выявлено)

4. Недопоступление платежей в бюджет и внебюджетный государственный фонд (0,1%)

5. Излишки материальных средств (0,1%)

6. Неправомерное расходование (1,5%)

7. Другие финансовые нарушения (95%) Около 10 млрд. рублей.

Методы финансового контроля.

Проверка - единичные контрольные действия или исследование состояния дел на определенном участке деятельности предприятия.

Тематическая проверка - отдельных моменты финансово-хозяйственной деятельности.

Документальные проверки - на основании документов.

Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций, совершенных в ревизуемый период и ревизуемых организациях, проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а так же законности действий бухгалтера, руководителя и иных лиц. Субъекты ревизии: счетная палата, росфиннадзор. Ревизия - всегда последующий финансовый контроль.

ПП ВАС от 22 июля\июня? 2006 г.

Налоговая проверка:

1) Камеральная - на основании представленных документов, по месту нахождения налогового органа, ст. 88 НК

2) Выездная - по месту нахождения налогоплательщика 89 НК. Проводится по решению руководителя налогового органа или его заместителя, не чаще, чем раз в год и дольше 2 месяцев.

По результатам проверок составляется акт, счетная палата составляет заключение.

Только проверка как метод финансового контроля может быть предварительной и текущей. Проверка:

- организационные основы предприятия, история регистраций, иногда регистрация по поддельным паспортам

Экспертиза - метод предварительной оценки принятия решений с точки зрения их экономической эффективности. П. 12 ст. 145 БК. Осуществляется счетной палатой.

Финансово-правовая ответственность (есть ли она как самостоятельное явление – точки зрения):

• есть - МГУ

• нет - остальные

Закон о валютном регулировании и валютном контроле

Закон об аудиторской деятельности (ред.)

ст. 120 и 122 НК. Исправлено конституционным судом.

Налоговая санкция - штраф.

Пеня - способ обеспечения исполнения налогового обязательства, она компенсирует обесценивание денежных средств, 1/300 ставки рефинасирования в день, может взыскиваться в бесспорном порядке. В судебном порядке, если иная квалификация явлений налоговым органом нежели налогоплательщиком.

Юридическая функция финансово-правовой ответственности:

1) Восстановительная

2) Карательная

Валютные правонарушения не имеют четкого описания, но присутствуют как аспект теоретический


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: