Количественная оценка качественных характеристик продукции и услуг представляет собой самостоятельный раздел в управлении качеством – квалиметрию.
Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.
Наиболее широкое применение при оценке качества продукции находят показатели, сгруппированные по характеризующим свойствам.
Показатели назначения, показатели надежности, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность, э ргономические показатели, гигиенические (освещенность, температура, излучение, вибрация, шум);
антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, соответствие распределению веса человека);
физиологические (соответствие конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека);
Психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработке информации).
|
|
Эстетические показатели
Показатели технологичности
Показатели стандартизации и унификации
Патентно-правовые показатели
Экологические показатели
Показатели безопасности
Управление качеством - это часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование [1, с. 28].
Обеспечение качества - часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Улучшение качества - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.
Организовать соответствующий требованиям менеджмент качества возможно в рамках системы менеджмента качества.
Система менеджмента качества - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Обеспечение качества невозможно без измерения состояния качества продукции, ее уровня и степени соответствия запланированным показателям и уровню. Измерить данное состояние можно в результате контроля.