Понятие инновации и ее основные свойства. Функции инновации

Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую на­уку было введено Йозефом Шумпетером, в первом де­сятилетии XX века, который рассматри­вал инновацию как средство преодоления экономических кри­зисов.

Под нововведением И..Шумпетер понимал «новые комбина­ции, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений. К ним относятся:

- введение нового продукта либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);

- внедрение нового метода производства;

- открытие нового рынка, на который данная отрасль промыш­ленности не была представлена ранее;

- открытие нового источника сырья;

- внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себе­стоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых по­требностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) произ­водителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Инновационный менеджмент, или управление нововведениями, — элемент, или подсистема, общего управления предприятием. Под инновационным менеджментом следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процесса­ми, инновационной деятельностью, организационными структурами и их персоналом.

В условиях усиления глобальной научно-технической конкуренции роль и значение инновационного менеджмента существенно расширя­ются. Его следует оценить как деятельность, обеспечивающую разви­тие предприятия.

Инновационный менеджмент выделился в самостоятельное направ­ление общего управления в последние три десятилетия XX в. Этот пе­риод характерен бурным развитием технологической и технической базы производства товаров и услуг. В мире формируется глобальный обще­мировой рынок. Обозначился в общем объеме производимой продук­ции резкий рост доли наукоемкой продукции. Жизненный цикл мно­гих моделей технических устройств (бытовой техники, радио- и телеустройств, вычислительных машин, автомобилей и т. д.) резко со­кратился. И разные стороны «замены одного другим» выросли в слож­ную и порой неразрешимую проблему.

Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области созда­ния изобретения, а также к проведению научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовке и организации сбыта такой продукции, внедрению нового товара на рынок, закреплению на новых рынках с помо­щью более высокого качества и конкурентоспособности товара.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: