Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую науку было введено Йозефом Шумпетером, в первом десятилетии XX века, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов.
Под нововведением И..Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений. К ним относятся:
- введение нового продукта либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);
- внедрение нового метода производства;
- открытие нового рынка, на который данная отрасль промышленности не была представлена ранее;
- открытие нового источника сырья;
- внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
|
|
Инновационный менеджмент, или управление нововведениями, — элемент, или подсистема, общего управления предприятием. Под инновационным менеджментом следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, организационными структурами и их персоналом.
В условиях усиления глобальной научно-технической конкуренции роль и значение инновационного менеджмента существенно расширяются. Его следует оценить как деятельность, обеспечивающую развитие предприятия.
Инновационный менеджмент выделился в самостоятельное направление общего управления в последние три десятилетия XX в. Этот период характерен бурным развитием технологической и технической базы производства товаров и услуг. В мире формируется глобальный общемировой рынок. Обозначился в общем объеме производимой продукции резкий рост доли наукоемкой продукции. Жизненный цикл многих моделей технических устройств (бытовой техники, радио- и телеустройств, вычислительных машин, автомобилей и т. д.) резко сократился. И разные стороны «замены одного другим» выросли в сложную и порой неразрешимую проблему.
Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области создания изобретения, а также к проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовке и организации сбыта такой продукции, внедрению нового товара на рынок, закреплению на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.