Содержание
Введение…………………………………………………………………………………5
1. Основные категории менеджмента………………………………………………….8
2. Эволюция управленческой мысли. Школы и этапы развития менеджмента……14
3. Современные модели менеджмента………………………………………………...21
4. Развитие управления в России: особенности и перспективы. Модели поведения менеджеров России……………………………………………………………………..23
5. Общее управление организацией. Особенности управленческого труда………..26
5.1. Организация как социально-экономическая система…………………………...26
5.2. Факторы внутренней и внешней среды организации……………………………27
5.3. Предпринимательская (новаторская) компонента в системе менеджмента…..28
5.4. Сущность и особенности управленческого труда в организации……………....30
6. Процессный подход к менеджменту………………………………………………..34
6.1. Значение и характеристика базовых функций менеджмента…………………..34
6.2. Планирование и целеполагание в менеджменте…………………………………35
|
|
6.3. Стратегические аспекты менеджмента…………………………………………..37
6.4. Оперативное планирование и управление в менеджменте……………………..38
6.5. Организация как функция менеджмента…………………………………………39
6.6. Организационные структуры управления………………………………………..42
6.7. Руководство в организации. Основы организационного поведения…………..48
6.7.1. Теория поведения человека в организации…………………………………....48
6.7.2. Личность как объект организационного поведения…………………………..52
6.7.3. Группа как объект организационного поведения……………………………..55
6.7.4. Организация как объект организационного поведения………………………57
6.7.5. Управление поведением в организации……………………………………….59
6.7.6. Имидж менеджера: профессиональные качества…………………………….61
6.7.7. Руководство и стиль лидерства…………………………………………………64
6.7.8. Ситуационные модели лидерства………………………………………………65
6.7.9. Управленческое влияние и власть………………………………………………67
7. Коммуникации в организациях……………………………………………………..69
8. Мотивация как функция управления……………………………………………….71
9. Контроль в организации……………………………………………………………..74
10. Методы управления как система…………………………………………………..75
11. Современные концепции развития кадрового менеджмента……………………82
12. Служба управления персоналом…………………………………………………..85
13. Технология формирования персонала…………………………………………….86
14. Технология развития персонала…………………………………………………...89
15. Технология рационального использования персонала…………………………92
|
|
16. Управленческие решения: понятия, классификация и требования……………..94
16.1. Процедура принятия и реализации управленческого решения……………….96
16.2. Методы оптимизации управленческих решений……………………………….98
16.3. Управление с помощью моделей………………………………………………..99
17. Концепция стратегического менеджмента………………………………………101
17.1. Стратегический план. Разработка и реализация стратегии. Стратегические альтернативы и выбор стратегии…………………………………………………….103
18. Кризис, кризисные явления………………………………………………………106
19. Управление организацией в кризисной ситуации………………………………108
Задания по курсу………………………………………………………………………111
Литература……………………………………………………………………………..126
Введение
В мире трудовых взаимоотношений происходят бурные изменения, адекватно отражаемые во взглядах на менеджмент, его место и роль в современной действительности. Требования к современным менеджерам всегда превосходят те методы и идеи, что преподаются в вузах. Вместо контроля над людьми и ограничения их свобод путем введения различных норм и правил с целью обеспечения экономической стабильности, прибыли и производительности, в современных организациях делается акцент на осуществление изменений, на личностный потенциал и творческие потребности людей, на поиск общих взглядов и ценностей, обмен информацией и делегирование власти. Внимание менеджеров сконцентрировано на постоянном саморазвитии себя и людей, лидерства, быстрой адаптации персонала к новым технологиям и все более жестким условиям современной бизнес-среды.
В то же время в мышлении современного менеджера должны оставаться наиболее ценные идеи традиционных подходов, выработанных в процессе эволюции менеджмента как особого вида профессиональной деятельности. Такая комбинация традиционных методик и новых знаний в сочетании с практическим опытом современных бизнес-организаций объективно необходима, что и определило содержание настоящего учебного пособия для студентов вузов, ориентированных на изучение экономики управления предприятиями.
В учебном пособии раскрыты основные определения и категории менеджмента, описана его эволюция, раскрыта его технология как рациональное и системное использование в принятии управленческих решений принципов, функций и методов воздействия на людей с целью оптимизации их деятельности. Учебное пособие представлено в виде дайджеста, что предполагает привлечение дополнительной учебно-методической литературы и соответствующих электронных носителей для более глубокого осмысления сущности изучаемого материала.