Сбор практического материала осуществляется студентом, как правило, в процессе преддипломной практики (или самостоятельно) и является ответственным этапом подготовки ВКР (магистерской диссертации). Ее качество, объективность выводов во многом будет зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован практический материал. Приводимые в ВКР (магистерской диссертации) факты и цифровой материал должны быть логичны, обоснованы и взаимосвязаны.
Анализ практического материала следует проводить в определенной последовательности. Прежде всего, следует определить цель и задачи анализа, т. е. конечный результат, который должен отразить сущность рассматриваемой проблемы. Затем определяется совокупность показателей (или критериев), необходимых для анализа, ориентировочная последовательность их расчета (определения), изучаются методики и материалы по проведению анализа.
После выбора характеристических показателей (критериев) и методологий студент приступает непосредственно к анализу собранного материала. Анализируются не только система обобщающих показателей, но и частные показатели, и определяющие их факторы в динамике развития исследуемой проблемы (вопроса, объекта) за последние 3-5 лет. Затем формулируются выявленные тенденции, и дается их качественная и количественная характеристики.
Систематизация, анализ и обработка практического материала предполагают в обязательном порядке использование в ВКР (магистерской диссертации) таблиц, диаграмм, графиков, чертежей, схем, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительнее раскрывают суть исследования.
Сбор и обработка практического материала является самым трудоемким этапом в подготовке ВКР (магистерской диссертации). В целях ускорения обработки такого материала рекомендуется широко использовать справочно-информационные системы и компьютерные технологии.