Нематериальные активы предприятия

Словарь

Дивиде́нд (лат. dividendum — то, что подлежит разделу) — часть прибыли акционерного общества, или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.

Депози́т (банковский вклад) — сумма денег, помещённая вкладчиком в банк на определённый или неопределённый срок. Банк пускает эти деньги в оборот, а в обмен выплачивает вкладчику проценты. Депозит является долгом банка перед вкладчиком, то есть, подлежит возврату.

Менталитет (фр. Mentalite) — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет — весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет — мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём.

Рантье́ (Рантьё, фр. rentier от rente — рента) — лица, живущие на проценты с отдаваемого в ссуду капитала или на доходы от ценных бумаг. В отличие от инвесторов, рантье обычно не занимается управлением своими активами самостоятельно. Он либо покупает ценные бумаги, приносящие постоянный доход, либо доверяет управление своими средствами профессионалам.

Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней.

Коммерческая организация - это юридическое лицо, имеющее основной целью получение прибыли.

Уста́вный капитал — это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации; уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов.

Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Ма́ркетинговые иссле́дования (англ. marketing research) — форма бизнес исследований и направление прикладной социологии, которые фокусируются на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Диверсифика́ция — мера разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация. Диверсификация — важная инвестиционная концепция. Она снижает риск инвестиционного портфеля, при этом чаще всего не снижая доходность.

Инвестиционный портфель — набор реальных или финансовых инвестиций. В узком смысле это совокупность ценных бумаг разного вида, разного срока действия и разной степени ликвидности, принадлежащая одному инвестору и управляемая как единое целое.

Аудит (аудиторская проверка) — независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности. Слово «аудит» в переводе с латинского означает «слушание» и применяется в мировой практике для обозначения проверки.

Список литературы:

1. Мочерный С.В.,Некрасова В.В. Основы организации предпринимательской деятельности. 2004.

2. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М. И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. М.Г. Лапусты – М., 2000.

3. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М., 2000.

4. Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности. Феникс,2004

5. Шейнин Э.Я. Предпринимательство и бизнес, 2002.

6. Грузинов В. Экономика предприятия и предпринимательства. М.: Софит,1994.

7. Основы предпринимательского дела: Учебник / Под ред. Ю. Осипова, Е. Смирновой. М.: Издательство БЕК, 1996.

1. Экономическая сущность нематериальных активов.

Первые экономические исследования, в которых анализируются объекты, ныне относимые к нематериальным активам, относятся к концу ХIХ века – 30-м годам XX века.

Нематериальные активы представляют собой совокупность не имеющего материально-вещественной формы оцениваемого имущества, сохраняющего свое содержание и используемого организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода.

Одно из самых кратких определений нематериального актива дано Барухом Левом: «…нематериальный актив обеспечивает будущие выгоды, не имея материального или финансового (как акция или облигация) воплощения». Более подробное описание характеристик, которыми должен обладать такой актив, приводят Р.Рейли и Р.Швайс. Они выделяют шесть признаков, которые должны выполняться, чтобы объект можно было отнести к категории нематериальных активов, а именно:

· актив должен быть конкретно идентифицируемым и иметь узнаваемое описание;

· он должен иметь юридический статус и подлежать правовой защите;

· он должен быть объектом права частной собственности, которое может быть передано в соответствии с законом;

· он должен иметь некоторое вещественное доказательство или проявление своего существования (контракт, лицензию, список клиентов, комплект финансовых отчетов, и т.д.);

· он должен быть создан или должен возникнуть в идентифицируемый момент времени или в результате идентифицируемого события;

· он должен подлежать уничтожению или прекратить свое существование в идентифицируемый момент времени или в результате идентифицируемого события.

Не относятся к нематериальным активам:

· интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду, так как они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них;

· незаконченные и (или) не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

· финансовые инструменты срочного рынка, предоставляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях.

Отметим, что требование идентифицируемости не подразумевает, что нематериальный актив обязательно должен передаваться отдельно и независимо от всех других активов. Существует также ряд факторов, которые иногда ошибочно относят к нематериальным активам. Примером могут быть рыночный потенциал, монопольное положение, предоставляемый правом собственности контроль, снижение цены, ликвидность и т.д. При этом перечисленные факторы могут создавать стоимость, не являясь нематериальным активом.

Хотя существование нематериального актива подразумевает возможность получения с его помощью каких либо текущих или будущих материальных выгод, сам факт существования НМА еще не говорит о наличии у него отличной от нуля стоимости. О ненулевой стоимости нематериального актива можно говорить в двух случаях:

Нематериальный актив приносит своему владельцу определенные измеримые экономические выгоды. Такими экономическими выгодами могут быть как снижение издержек, так и увеличение дохода по сравнению с ситуацией, в которой данный нематериальный актив не существовал бы вообще.

Нематериальный актив способствует увеличению стоимости других активов, с которыми он связан (материальных или нематериальных). При этом увеличение стоимости этих активов, однако, еще не характеризует величину стоимости рассматриваемого НМА, а скорее, говорит лишь о самом факте наличия ненулевой стоимости такого актива.

По своей экономической сущности, нематериальные активы принято делить на четыре больших класса:


1.Интеллектуальная собственность (ИС).


Интеллектуальной собственностью, в соответствии со статьей 138 ГК РФ, признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).
К интеллектуальной собственности относятся:
Авторские права:

  • Право на воспроизведение, распространение и импорт;
  • Право на запись и право на подвижные изображения;
  • Право на публичный показ или публичное исполнение;
  • Право на широкое вещание;
  • Право на перевод и переработку произведения.

Смежные с авторскими права:

  • Права исполнителей;
  • Права производителей фонограмм;
  • Права организаций эфирного и кабельного вещания;
  • Права на программы для ЭВМ и базы данных.

Патентное право:

  • Право на изобретение;
  • Свидетельства на полезную модель;
  • Право на промышленный образец.

Коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции:

  • Право на коммерческую тайну;
  • Право на пресечение недобросовестной конкуренции.

Средства индивидуализации:

  • Товарные знаки;
  • Фирменные наименования;
  • Наименования мест происхождения товаров.

Нетрадиционные объекты ИС:

  • Открытия;
  • Рационализаторские предложения;
  • Топологии интегральных микросхем;
  • Селекционные достижения.

2. Имущественные права.

Под имущественными правами подразумевают права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами. Подтверждением таких прав служит договор аренды, лицензия и т.п.


3. Отложенные, или отсроченные, расходы.


В данном случае имеются в виду издержки, представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и т.д.). Обычно все эти расходы осуществляются в момент создания предприятия.


4. Деловая репутация фирмы (гудвилл).

Под гудвиллом фирмы понимается стоимость ее деловой репутации.

К нематериальным активам относят приобретенную предприятием за плату патенты, авторские права, товарные знаки, право на использование производственной информации, земли, природных ресурсов, программные продукты для ЭВМ, право на ноу-хау.

Патенты дают их владельцу исключительные права, закрепленные юридически, использование, производство, продажа продуктов или процессов. Плата за патент включает юридические и консультационные услуги.

Ноу-хау – это новые технологии, технические и конструкторские решения, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности. Ноу-хау сродни патентам, но патент приобретается предпринимателем, а ноу-хау как правило вносится участником или учредителем предприятия в счет своего материального вклада в уставной фонд предприятия. Стоимость ноу-хау определяется по соглашению с учредителями.

Итак, Нематериальные активы – это долгосрочные затраты, которые должны приносить доход в течение определенного периода. Как только они прекращают приносить доход, они превращаются в балласт. Это значит, что в течение расчетного срока действия нематериальных активов их необходимо амортизировать, т.е. перенести их стоимость на выпускаемый продукт. Все нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости, т.е. это сумма фактических затрат на их приобретение, на получение консультаций, и на маркетинговые исследования. Первоначальная стоимость нематериальных активов погашается путем начисления износа и включение его в издержки производства. Если по нематериальным активам срок использования установить невозможно, то нормы амортизации устанавливаются из расчета 10-летнего использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: