Содержание практики

В результате прохождения практики необходимо раскрыть содержание следующих тем:

1 Общая характеристика территории (региона, муниципального образования)

2 Качество жизни населения и основные проблемы социального развития

3 Экологическая сфера

4 Жилищно-коммунальная сфера

5 Градостроительная сфера

6 Экономическая сфера

7 Сфера управления

Тема 1 Общая характеристика территории (региона, муниципального образования).

В первые дни практики бакалавры изучают нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность объекта практики.

Бакалаврам необходимо составить перечень документов, регламентирующих деятельность ОГВ (ОМС) (внешние - нормативные акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и внутренние - локальные нормативные акты: устав, регламент работы ОГВ (ОМС), положения о структурных подразделениях, штатное расписание, должностные регламенты или должностные инструкции сотрудников, отчеты о деятельности и т.д.).

Следует охарактеризовать: географическое положение, природные ресурсы, особенности пространственного расположения, минерально-сырьевые ресурсы, в частности — привести следующие данные:

- географические координаты (широта, долгота);

- высота над уровнем моря;

- расстояние до крупных населенных пунктов.

Тема 2 Качество жизни населения и основные проблемы социального развития.

Во время прохождения практики бакалавры должны ознакомиться с качеством жизни населения — это интегрированное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека. Среди основных структурных составляющих качества жизни принято выделять: состояние общественного здоровья, уровень и образ жизни.

Бакалавры должны познакомиться с работой всех структурных подразделений ОГВ (ОМС) и представить их краткую характеристику. Определить вид организационной структуры, проанализировать её достоинства и недостатки, выделить линейные и функциональные службы (схему организационной структуры управления представить в приложении).

Повышение качества жизни населения тесно связано, в частности, с решением проблем социального характера. Опыт изучения и оценки социального развития территорий позволяет составить примерный перечень (без учета приоритетности) наиболее типичных блоков социальных проблем:

- охрана здоровья населения;

- обеспечение общественного порядка и законности;

- положение социально уязвимых групп населения, в том числе молодежи;

- развитие сферы образования, культуры и искусства;

- транспортное обслуживание и дорожное строительство;

- обеспеченность жильем;

- качество жилищно-коммунального и бытового обслуживания;

- благоустройство территории и т.п.

Вместе с тем по каждой из выявленных проблем информацию желательно представлять по следующей общей схеме:

- развернутая характеристика проблемной ситуации;

- формулировка проблемы (проблем);

- оценка негативного воздействия проблемы (ущерба) на качество жизни населения в настоящий момент в перспективе (это воздействие следует по возможности охарактеризовать с помощью количественных показателей, динамика изменения которых показывает обострение проблемной ситуации во времени);

- предварительная формулировка и количественная оценка конкретных целей разрешения проблем;

- возможные направления достижения намеченных целей;

- необходимость разработки и введения законодательных актов (на различных уровнях), проведения целе­вых исследований, целесообразность разработки и реализации целевых проектов и программ городского (районного) и регионального статуса.

Информационный массив данных, характеризующий уровень медицинского обслуживания населения, должен включать следующие блоки:

— основные характеристики уровня здоровья населения (смертность, рождаемость, продолжительность жизни, заболеваемость, физическое развитие) в сравнении с показателями по районам города, региональными и общероссийскими показателями;

— состояние территориальной сети лечебно-профилактических учреждений;

— состояние территориальной спортивно-оздоровительной инфраструктуры.

Необходимо осветить вопросы, связанные с организацией условий и мотивацией для занятий физкультурой и спортом по месту жительства.

Здесь же надо рассмотреть проблему организации зон массового отдыха в городе, пригородной зоне, регионе, проанализировать связи между развитием массового физкультурного движения и активным отдыхом населения разных возрастных групп.

Все собранные данные оформляют в виде дневниковых записей, отмечая дату записи и источник, которым они пользовались.

Тема 3 Экологическая сфера.

Для оценки экологической ситуации необходимо иметь динамику показателей (за 2 – 3 года), характеризующих состояние атмосферного воздуха, водной среды, электромагнитного, радиоактивного, шумового и бытового загрязнения территории.

Тема 4 Жилищно-коммунальная сфера.

Бакалаврам необходимо представить:

- характеристику существующей схемы управления жилищным фондом в муниципальном образовании: заказчики, подрядчики, потребители;

- данные по оценке уровня жилищно-коммунального обслуживания населения муниципальной территории (материалы опроса);

- оценку хода жилищно-коммунальной реформы на местном уровне: глазами местных властей и жителей;

- данные об организации транспортных линий на территории муниципального образования (схема транспортных линий).

Тема 5 Градостроительная сфера.

Сведения, характеризующие материальную инфраструктуру территории:

- данные о функционально-правовом зонировании территории;

- перечень архитектурных памятников с указанием собственников;

- перечень исторических памятников с указанием собственников;

- генеральный план (или иной градостроительный документ);

- районные планировки;

- данные о наличии строительных площадок под промышленные объекты (определяется количество полностью подготовленных, частично подготовленных и неподготовленных строительных площадок, составляется «Опись строительных площадок», в которой указываются местоположение и характеристики каждой площадки, находящейся в муниципальной или частной собственности, стоимость 1 кв. метра подготовленной и неподготовленной площадки);

- характеристику промышленных зон (дается описание расположения, степени освоенности; указывается размер площади, наличие свободных участков, цена 1 га земли, включая стоимость коммунальных сооружений, отмечается наличие промышленных зон с особым налоговым режимом).

Характеристика земельных ресурсов дает представление о:

- хозяйственной специализации территории;

- особенностях расселения;

- свободных ресурсах для развития;

- сложившейся системе землепользования.

При этом необходимо отразить:

- общую площадь земельных ресурсов;

- структуру земельных ресурсов по категориям пользователей:

- земли сельскохозяйственных предприятий;

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, транспорта, связи и др. назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса;

- структуру земельного фонда по категориям земель:

- сельхозугодья;

- сады;

- огороды;

- личные подсобные хозяйства;

- леса;

- древесно-кустарниковая растительность;

- болота;

- под водой;

- под строениями;

- под общественными дворами, улицами;

- под дорогами;

- нарушенных;

- среднюю стоимость аренды (или другого вида сдачи земли во временное пользование) одного га (кв.м) земли.

- дифференциацию цены земли в зависимости от: местоположения; качества земли; ее плодородия; типа поселения (город, село, поселок городского типа и др.); степени развития инфраструктуры территории; других факторов.

Тема 6 Экономическая сфера.

В общем случае представляется полезным иметь полный перечень предприятий и организаций, располо­женных на территории муниципального образования (региона), с соответствующими характеристиками. По крайней мере, целесообразно иметь перечень основных структурообразующих для города и региона предприятий, опреде­ляющих экономическую базу развития территории. При этом следует ориентироваться на следующие критерии:

- предприятия, в значительной мере оказывающие влияние на формирование доходной части бюджета;

- предприятия, дающие муниципальному образова­нию (региону) основную долю валовых поступлений;

- предприятия, от которых в определенной мере за­висит положение на региональном, местном и городском рынке труда, а значит, и социальная стабильность в обществе;

- предприятия, на балансе которых находятся зна­чимые для муниципального образования (региона) объекты со­циальной сферы.

По каждому структурообразующему предприятию (орга­низации) муниципального образования (региона) необходимо предста­вить динамику (за 2—3 года) следующих показателей.

Общие сведения о предприятии:

- наименование предприятия;

- отраслевая принадлежность;

- вид собственности;

- организационно-правовая форма предприятия;

- основные направления деятельности;

- рентабельность;

- площадь занимаемого земельного участка и эф­фективность его использования (расчет эффективности — Э осуществляется по формуле:

Э=(1- SН / S0) x 100,

где S0 — общая площадь участка;

SН — площадь не­эффективно используемой территории — свалки сверх нормативов, пустующие площади и т.п.);

- наличие концепции (программы, бизнес-плана) перспективного развития (приложить):

- объем выпуска продукции (работ, услуг) в нату­ральном измерении по видам продукции (работ, услуг) и в денежном выражении;

- характеристика основных рынков реализации продукции: на территории субъекта РФ; на территории РФ; внешние рынки;

- доля товаров, производящихся на экспорт в общем объеме выпуска продукции, %.

Финансовое состояние предприятия:

- показатель общей финансовой устойчивости (от­ношение общего долга предприятия к общим активам);

- платежеспособность;

- показатель прибыльности (отношение чистой при­были к активам);

- налоговые платежи, в том числе в местный бюджет.

Тема 7 Сфера управления.

Исходные данные по проблеме включают:

- законодательные акты РФ, субъекта РФ, МО, регламенти­рующие управление регионом (МО);

- Устав региона (МО) и организационную структуру админи­страции;

- нормативные и распорядительные акты региона (МО), рег­ламентирующие практику управления;

- документы о разделении компетенции и предме­тов ведения между органами власти и управления раз­личного уровня, действующими на территории;

- документы, характеризующие разделение задач и функции между подразделениями администрации региона (МО), депутатами представительного органа;

- характеристику финансового, информационного, кадрового и технического обеспечения деятельности представительного органа и государственной (муниципальной) службы (админи­страции, аппарата);

- характеристику системы планового регулирова­ния развития территории (программы, планы);

- список депутатов Государственной Думы, законо­дательного органа субъекта РФ (МО), представляющих интере­сы населения территории;

- Постановления Правительства РФ, решения дру­гих федеральных и региональных органов управления за последние 1—2 года (если таковые были приняты) или ма­териалы по подготовке проектов таких постановлений по проблемам развития территории;

- перечень международных, федеральных, регио­нальных и муниципальных целевых программ, реализуе­мых на территории;

- перечень основных инвестиционных проектов, реализуемых (или находящихся в стадии разработки) на территории, с указанием формы реализации проектов, участия в этом администрации, иностранных и отечест­венных инвесторов;

- проектные разработки по проблемам развития территории, научно-прикладные исследования (копии конкретных материалов, расчетные части, резюме), вы­полненные по заказу исполнительного органа за послед­ние 3 года;

- материалы различных социологических обследо­ваний;

- текущие распоряжения высших должностных лиц по принципи­альным вопросам социально-экономического развития территории, крупным инвестиционным проектам за по­следние годы;

- градостроительную документацию;

- нормативные документы территории за последние 3 года по вопросам: регулирования инвестиционной деятельности; поддержки и регулирования малого предприни­мательства; бюджетного регулирования; регулирования фондового рынка;

- степень развития и эффективность сложившихся межрегиональных (межмуниципальных) связей.

По результатам работы объекта практики за прошедший календарный год (три года), бакалавру необходимо составить краткое аналитическое заключение, характеризующее основные результаты работы органа за год (три года), а также представить свои предложения по совершенствованию деятельности ОГВ (ОМС) в рамках изученных вопросов, а также сведения о выполненной за время практики работе.

Формой итогового контроля по результатам учебной практики являются отчет и характеристика с объекта практики.

Отчет выполняется на компьютере в соответствии с требованиями стандарта СТО 02069024.101-2010 «Работы студенческие. Общие требования и правила оформления».

Отчет имеет титульный лист (приложение Б), содержание, введение, разделы, заключение и приложения.

Разделы отчета о практике соответствуют тематическим разделам заданий программы учебной практики.

Общая часть отчета должна содержать сведения, отраженные в таблице 1.

Таблица 1 – Требования к содержанию разделов и подразделов отчета по практике

Вопрос программы Минимальные требования к содержанию отчета по данному вопросу
   
Тема 1 Ознакомиться с общей характеристикой территории (региона, муниципального образования) - географические координаты (широта, долгота); - высота над уровнем моря; - расстояние до крупных населенных пунктов.
Тема 2 Ознакомиться с качеством жизни населения и основными проблемами социального развития - охрана здоровья населения; - обеспечение общественного порядка и законности; - положение социально уязвимых групп населения, в том числе молодежи; - развитие сферы образования, культуры и искусства; - транспортное обслуживание и дорожное строительство; - обеспеченность жильем; - качество жилищно-коммунального и бытового обслуживания; - благоустройство территории и т.п.
Тема 3 Ознакомиться с экологической сферой динамику показателей (за 2 – 3 года), характеризующих состояние атмосферного воздуха, водной среды, электромагнитного, радиоактивного, шумового и бытового загрязнения территории.
Тема 4 Ознакомиться с жилищно-коммунальной сферой. - - характеристика существующей схемы управления жилищным фондом в муниципальном образовании: заказчики, подрядчики, потребители; - данные по оценке уровня жилищно-коммунального обслуживания населения муниципальной территории (материалы опроса); - оценка хода жилищно-коммунальной реформы на местном уровне: глазами местных властей и жителей; - данные об организации транспортных линий на территории муниципального образования (схема транспортных линий).
Тема 5 Ознакомиться с градостроительной сферой. - данные о функционально-правовом зонировании территории; - перечень архитектурных памятников с указанием собственников; - перечень исторических памятников с указанием собственников; - генеральный план (или иной градостроительный документ); - районные планировки.
Тема 6 Ознакомиться с экономической сферой - предприятия, в значительной мере оказывающие влияние на формирование доходной части бюджета; - предприятия, дающие муниципальному образова­нию (региону) основную долю валовых поступлений; - предприятия, от которых в определенной мере за­висит положение на региональном, местном и городском рынке труда, а значит, и социальная стабильность в обществе; - предприятия, на балансе которых находятся зна­чимые для муниципального образования (региона) объекты со­циальной сферы.
Тема 7 Ознакомиться со сферой управления. - законодательные акты РФ, субъекта РФ, МО, регламенти­рующие управление регионом (МО); - Устав региона (МО) и организационную структуру админи­страции; - нормативные и распорядительные акты региона (МО), рег­ламентирующие практику управления; - документы о разделении компетенции и предме­тов ведения между органами власти и управления раз­личного уровня, действующими на территории; - документы, характеризующие разделение задач и функции между подразделениями администрации региона (МО), депутатами представительного органа.

При выполнении отчета на компьютере текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0. Тип шрифта: Times New Roman Cyr. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт.

Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: одинарный. Текст отчета выровнен по ширине листа.

Текст отчета выполняется на листах формата А4 (210x297 мм) без рамки, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре внизу страницы без точки в конце.

Слова «Содержание», «Введение» и «Заключение» записывают симметрично тексту, включают в содержание отчета, данные заголовки не нумеруют.

Текст основной части разделяют на разделы, подразделы, пункты.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего текста, обозначенные арабскими цифрами без точки.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенные точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Подраздел допускается разбивать на пункты, нумерация которых выполняется аналогично.

Пример 1.2.3 - обозначает раздел 1, подраздел 2, пункт 3

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости, ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставиться скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Пример:

1) ___________________________________________________________;

2) ___________________________________________________________;

а)______________________________________________________;

б)______________________________________________________;

3) ___________________________________________________________;

Наименования разделов и подразделов должны быть краткими. Наименование разделов и подразделов записывают с абзацного отступа с первой прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 15 мм. Расстояние между заголовками разделов и подраздела - 8 мм. Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком подраздела - 15 мм.

Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Во введении отчета указываются цели и задачи учебно - ознакомительной практики, дается краткая характеристика объекта практики.

В заключении подводится итог проделанного анализа и формулируются выводы о проделанной работе.

В конце текстовой части отчета по практике приводится список использованных источников, использованных при составлении отчета, который должен быть оформлен в соответствии с требованиями стандарта СТО 02069024.101-2010 «Работы студенческие. Общие требования и правила оформления». Ссылки на литературные источники приводятся в тексте в квадратных скобках в порядке их перечисления.

В приложения к отчету должны быть включены:

- схема организационной структуры организации;

- нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность объекта практики: устав или положение об организации, правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, положение о структурном подразделении и т.д.

- образцы организационно-распорядительных документов, применяемые на объекте практики: должностную инструкцию, приказ, распоряжение, указание, справку, протокол, акт, докладная записка, объяснительная записка и др.;

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информативного – «рекомендуемое» или «справочное». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Пример - Приложение В.

Если в тексте отчета одно приложение, то оно обозначается «Приложение А». Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Дневник по учебной практике состоит из титульного листа (приложение В) и записей об итогах прохождения практики в соответствии с тематическими разделами заданий программы учебной практики. Записи об итогах прохождения учебной практики представляют в виде таблицы (приложение Г), указывая дату (или временной промежуток), к которой относится запись, краткое содержание работы, подразделение объекта практики, где выполняется работа, замечание и оценку руководителя практики о качестве выполнения работы (с подписью руководителя).

Характеристика составляется на бланке организации и подписывается руководителем от объекта практики. В характеристике должны быть изложены наблюдения руководителя практики от организации о работе студента, отмечены проявленные им деловые качества, навыки и умения, отношение к работе. Характеристика должна содержать оценку практики по 4-бальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Форма характеристики представлена в приложении Д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: