Лабораторная работа № 7
Плауновые, Хвощовые, Папоротникообразные
Цель: изучить анатомию и морфологию плауновых, хвощовых, папоротникообразных.
Оборудование: гербарий «Плауны», «Хвощи», «Папоротники», постоянные препараты: «Поперечный срез стебля плауна булавовидного», «Поперечный срез стебля селягинеллы», «Разрез через сорус папоротника», микроскоп, таблицы: «Цикл развития щитовника мужского», «Хвощи», «Плауны», «Поперечный срез стебля плауна».
Ход работы
1. Рассмотрите гербарий папоротников, хвощей и плаунов, отметьте их морфологические особенности, запишите примеры:
отделотдел отдел
ПапоротникиХвощи Плауны
(сальвиния плавающая; (хвощ зимующий; (плаун булавовидный)
щитовник мужской; хвощ лесной;
кочедыжник женский) хвощ полевой)
2. Изучите анатомию папоротникообразных на примере поперечного среза стебля Lycopodium clalatum. Рассмотрите препарат под микроскопом, зарисуйте его, указав:
1 - ксилему – листовые следы;
2 - флоэму;
3 - кору;
4 - эпидерму.
|
|
3. Рассмотрите под микроскопом поперечный срез стебля селягинеллы. Обратите внимание на приспособления селягинеллы к перенесению засухи (наличие трабекул). Зарисуйте препарат, указав:
1 - ксилему;
2 - флоэму;
3 - трабекулы;
4 - кору;
5 - эпидерму.
4. С помощью таблиц изучите цикл развития хвощей и плаунов, обратите внимание на их особенности.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. С помощью таблицы и препарата «Поперечный срез через сорус папоротника» рассмотрите цикл развития щитовника мужского.
6. Зарисуйте цикл развития щитовника мужского и укажите его стадии.
7. Сделать выводы по работе о принадлежности плауновых, хвощовых, папоротникообразных к высшим сосудистым растениям.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Семинарское занятие № 3