Сегмент рынка – это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Сегмент рыночной аудитории – это группа потребителей, объединенных общими характеристиками. Эти потребители могут иметь одни и те же нужды, требовать сходный продукт, покупать по сходным причинам или же действовать одинаковым образом. Одни сегменты могут быть прибыльными. Другие – сбалансированными в расходной и доходной части. Третьи – убыточными. Цель предприятия состоит в том, чтобы затрачивать свои ресурсы и заниматься сбытом только в тех сегментах, где можно получить доход и прибыль.
Основная цель сегментации рынка – определить, какие именно группы предоставят максимальный доход и прибыль и помогут сберечь ресурсы предприятия, если оно сконцентрируется на этих группах.
С помощью сегментации решаются следующие задачи:
1. Наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей, подгонка товара под желания и предпочтения покупателя.
2. Повышение конкурентоспособности как товара, так и его производителя, усиление конкурентных преимуществ.
|
|
3. Уклонение от конкурентной борьбы путем перехода в неосвоенный сегмент рынка.
4. Увязка научно-технической политики предприятия с запросами четко выявленных совокупностей потребителей.
5. Ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.
Сегментация рынка помогает установить наиболее вероятные сферы поиска покупателей, а управляющему по сбыту и маркетингу – определить для торговых агентов тип клиентов, с которыми следует вступить в деловые отношения.
Объектами сегментации рынка сбыта являются:
- Группы потребителей;
- Группы товаров (продуктов, услуг);
- Предприятия (конкуренты).
Сегментация по группам потребителей – это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке (географические, демографические, психографические, поведенческие).
Сегментация по группам продуктов – это производная от сегментации рынка по группам потребителей, которая учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам товара (функциональные и технические параметры, цена и т. п.).
Сегментация по предприятиям (конкурентам) – это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок (качество продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке и т. д.).
Признак сегментации – это способ выделения данного сегмента на рынке.
Критерий сегментации – это способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия.
|
|
Основные критерии сегментирования товарного рынка:
· Количественные параметры сегмента (его емкость, число потенциальных потребителей и др.);
· Доступность сегмента для предприятия (каналы сбыта, условия хранения, транспортировки и т.д.);
· Существенность сегмента (устойчивость сегмента по основным объединяющим признакам);
· Прибыльность (потенциальная рентабельность работы предприятия на выделенном сегменте);
· Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов;
· Защищенность целевого сегмента от конкуренции (степень конкурентоспособности, потенциальные конкуренты в данном сегменте, достоинства и недостатки предприятия-конкурента);
· Возможность эффективной работы на выбранном сегменте рынка (степень подготовленности предприятия к эффективной работе).