Курсовая работа по дисциплине «Социальная психология» являетсяпрактико-ориентированным исследованием, включающим проведение социально-психологического исследования сущности межгруппового взаимодействия и закономерностей поведения людей, обусловленных социальной деятельностью, анализ эмпирических данных и формулирование психологических рекомендаций. Объем курсовой работыдолжен составлять 40-45 машинописных страниц (компьютерный набор).
Основными целями курсовой работы по «Социальной психологии» являются:
- применение системы полученных теоретических знаний в практике решения социально-психологических задач;
- формирование навыка социально-психологического исследования феноменов общественной и групповой жизни личности;
- изучение специфики исследования социально-психологической реальности в различных сферах межличностного и межгруппового взаимодействия.
Примерная тематика курсовых работ по социальной психологии представлена в Приложении А.4.
Последовательность выполнения курсовой работы по социальной психологии носит традиционный характер и включает в себя те же этапы и структурные элементы как и при выполнения курсовой работы по психодиагностике:
Введение целесообразно писать после того, как будет написана основная часть курсовой работы. Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость; определяются объект, предмет, цель и задача исследования; формулируется гипотеза исследования; рассматриваются методы, с помощью которых оно проводилось; раскрывается структура работы, приводятся сведения о базе исследования и выборке испытуемых
Основной текст работыпо «Социальной психологии»содержит две главы, каждая из которых может состоять из нескольких логически связанных между собой параграфов.
В ГЛАВЕ I отражаются результаты теоретического анализа литературы по изучаемой проблеме, подходы к ее решению в отечественной и зарубежной психологической науке. Текст первой главы может состоять из 3-4-х параграфов. Каждый параграф целесообразно завершать небольшим резюме, отражающим содержание параграфа. В конце первой главы формулируются выводы.
В ГЛАВЕ II представляются результаты социально-психологического исследования, которая в свою очередь может быть разделена на 2-3 параграфа.
Традиционно в параграфе 2.1 приводят методику проведения констатирующего эксперимента – описать цель, этапы эмпирического исследования, специфику выборки, базу исследования и методический аппарат исследования. Объем выборки определяется в зависимости от специфики исследования и согласовывается с научным руководителем.
В качестве отправных фразеологических оборотов в параграфе 2.1 могут стать следующие фразы: «С целью проверки выдвинутой рабочей гипотезы о том, что…….был проведен констатирующий эксперимент. Задачами эксперимента стали:
1. определить …..для выбранного контингента испытуемых;
2. изучить особенности ………..;
3. исследовать …………..;
4. установить характер зависимости между………..
Эксперимент осуществлялся на базе ……… в период с …….. 2012 года по ……. 2013 года. В обследовании приняли участие ……..
В качестве диагностических методик для решения поставленных задач применялись…….
Далее следует описание используемых в работе методик.
В параграфе 2.2 в обобщенном виде приводятся результаты эмпирического исследования и их психологическая интерпретация. Наглядность результатов обеспечивается табличным и графическим представлениями: в таблицах, рисунках, диаграммах, графиках, схемах. При этом, в таблице могут быть отражены результаты исследования как по отдельной методике, так и всем методикам одновременно. Каждая таблица и рисунок должны сопровождаться текстовым описанием с акцентом на сущностных проявлениях изучаемых социально-психологических феноменов.
Ниже приводятся примеры представления результатов эмпирического исследования. Так, например, в Таблице 1 представлены результаты самооценки показателей социально-психологического климата сотрудниками рекламного агентства.
Таблица 1
Самооценка показателей СПК сотрудниками рекламного агентства
| Уча стни ки | Показатели СПК | |||||||
| Ответствен ность | Коллек тивизм | Сплоченность | Контактность | Открытость | Организо ванность | Информи рованность | ||
| 1. | 3,3 | 3,1 | 3,9 | 1,7 | 1,4 | |||
| 2. | 1,7 | 3,3 | 3,3 | 3,9 | 1,8 | 3,3 | ||
| 3. | 2,1 | 4,3 | 2,5 | 2,9 | 5,1 | 2,8 | ||
| 4. | 1,9 | 3,3 | 3,8 | 3,8 | 3,3 | 1,9 | ||
| 5. | 1,6 | 3,6 | 3,3 | 3,2 | 1,9 | 1,2 | ||
| 6. | 2,9 | 2,6 | 2,1 | 4,2 | 4,8 | |||
| 7. | 2,7 | 2,1 | 2,3 | 2,3 | 4,2 | 4,4 | ||
| 8. | 2,2 | 4,9 | 2,5 | 4,3 | 4,8 | 5,4 | ||
| 9. | 2,7 | 2,2 | 2,9 | 4,1 | 4,7 | 2,3 | ||
| 10. | 2,8 | 4,2 | 4,7 | 5,1 | 4,1 | 2,7 | ||
| Ср. зн. | 2,1 | 3,4 | 3,1 | 3,5 | 3,6 | 2,4 | 3,8 | 21,9 |
| Общий уровень СПК | 3,1 |
Анализ результатов может быть выполнен на количественном и качественном уровнях. Весомость выносимым диагностическим суждениям придает использование в анализе результатов методов математической статистики.
Полученные результаты могут быть представлены также и в графическом виде – в виде гистограмм, диаграмм, дискограмм и др. Например, наглядным вариантом отражения зависимости показателей социально-психологического климата коллектива от стиля руководства может стать гистограмма (рисунок 1).
Рис.1.Показатели социально-психологического климата в исследуемых коллективах
Процентное распределение уровней выраженности анализируемого признака в исследуемой выборке испытуемых наглядно может быть представлено также с помощью дискограммы.

Рисунок 2. Показатели распределения супружеских пар по степени удовлетворенности браком
Таблицы и рисунки можно размещать в тексте работы, но если они громоздки или касаются темы лишь косвенно – их следует оформлять в виде приложений. Все приложения должны иметь порядковую нумерацию и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с приложениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы.
По результатам исследования разрабатываются психологические рекомендации.
Традиционно завершают курсовую работу ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ II, Заключение, Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и Приложения.
В Заключении в краткой форме отражено содержание всей работы с выводами по теоретической и практической частям работы.
Список литературы при написании курсовой работы по психодиагностике должен включать не менее 30 источников.
Приложение А
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА курсовых РАБОТ
Приложение А.1
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Общая психология»
| Тема курсовой работы | |
| Проблема высших психических функций в общей психологии | |
| Проблема соотношения сознания и бессознательного в рамках общей психологи | |
| Структура сознания в общей психологии | |
| Проблема бессознательного в общей психологии | |
| Проблема структуры деятельности в общей психологии | |
| Основные виды деятельности и их характеристика в общей психологии | |
| Деятельность как фактор развития личности | |
| Теоретические основы деятельностного подхода в психологии | |
| Общение как фактор развития личности | |
| Психологические особенности зрительных ощущений в общей психологии | |
| Законы зрительного восприятия в общей психологии | |
| Проблема представлений в общей психологии | |
| Теории мышления в зарубежных психологических школах. | |
| Теории мышления в отечественных психологических школах | |
| Взаимосвязь различных видов мышления в общей психологии. | |
| Виды речи и их характеристики в общей психологии | |
| Проблема интеллекта в общей психологии | |
| Проблема внимания в общей психологии | |
| Теории внимания в общей психологии | |
| Проблема памяти в общей психологии | |
| Проблема воображения в общей психологии | |
| Проблема соотношения мотива и мотивации в общей психологии | |
| Физиологические основы эмоций в рамках различных теорий | |
| Проблема психических состояний в общей психологии | |
| Подходы к классификации психических состояний в общей психологии | |
| Волевые качества и психологические условия их развития у личности | |
| Концепции личности в зарубежной психологии | |
| Концепции личности в отечественной психологии | |
| Проблема структуры личности в отечественной психологической науке | |
| Проблема направленности в общей психологии | |
| Структура направленности и ее характеристики | |
| Теории мотивации в отечественных психологических школах | |
| Теории мотивации в зарубежных психологических школах | |
| Проблема взаимосвязи темперамента и характера в рамках общей психологии | |
| Проблема темперамента в общей психологии | |
| Теории темперамента в рамках общей психологии. | |
| Проблема характера в общей психологии | |
| Типологии характера в общей психологии | |
| Проблема способностей в общей психологии | |
| Проблема взаимосвязи задатков и способностей в общей психологии | |
| Самосознание: его структура и сущность | |
| Самооценка и уровень притязаний в структуре самосознания личности | |
| «Я - концепция» и ее структура |
* Это лишь примерная тематика. Конкретная тема курсовой работы закрепляется за студентом после согласования с научным руководителем.
Приложение А.2
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Возрастная психология»
| № | Тема курсовой работы |
| 1. | Развитие речи у детей раннего возраста |
| 2. | Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению |
| 3. | Психологические особенности протекания кризиса трех лет |
| 4. | Особенности развития мышления в дошкольном возрасте |
| 5. | Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте |
| 6. | Пути активизации воображения дошкольников |
| 7. | Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста |
| 8. | Развитие произвольного поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре |
| 9. | Особенности агрессивного поведения дошкольников |
| 10. | Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте |
| 11. | Пути активизации воображения у детей дошкольного возраста |
| 12. | Становление и развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте |
| 13. | Психологические особенности развития интеллектуальной сферы у детей младшего дошкольного возраста |
| 14. | Психологические особенности развития интеллектуальной сферы у детей старшего дошкольного возраста |
| 15. | Особенности развития памяти детей в младшем дошкольном возрасте |
| 16. | Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста |
| 17. | Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста |
| 18. | Развитие творческого воображения в младшем школьном возрасте |
| 19. | Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте |
| 20. | Особенности развития волевых качеств личности в младшем школьном возрасте |
| 21. | Психологические особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте |
| 22. | Психологические особенности диалогического взаимодействия в младшем школьном возрасте |
| 23. | Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте |
| 24. | Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста |
| 25. | Психологические причины школьной неуспеваемости подростков |
| 26. | Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте |
| 27. | Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте |
| 28. | Особенности развития самосознания в подростковом возрасте |
| 29. | Особенности социальной ситуации развития подростков |
| 30. | Развитие эмоционально-волевой сферы подростков |
| 31. | Психологические особенности общения в юношеском возрасте |
| 32. | Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте |
| 33. | Особенности развития самооценки в юношеском возрасте |
| 34. | Особенности проявления кризиса идентичности в юношеском возрасте |
| 35. | Психологические особенности учебной деятельности студентов |
| 36. | Особенности развития интеллектуальной сферы взрослых |
| 37. | Особенности кризиса среднего возраста |
| 38. | Развитие психических процессов в период взрослости |
| 39. | Психосоциальное развитие взрослых |
| 40. | Основные стрессоры старости |
| 41. | Психологические особенности развития личности в пожилом возрасте |
| 42. | Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте |
| 43. | Эмоциональные переживания в старости |
Приложение А.3
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Психодиагностика»*
| № | Тема курсовой работы |
| 1. | Изучение страхов у детей рисуночными методами |
| 2. | Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению |
| 3. | Диагностика интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе |
| 4. | Изучение мотивационной готовности ребенка к школьному обучению |
| 5. | Изучение эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению |
| 6. | Изучение межличностных отношений ребенка |
| 7. | Диагностика опосредованного запоминания у детей |
| 8. | Диагностика страхов у детей дошкольного возраста |
| 9. | Диагностика агрессивного поведения дошкольников при помощи проективных методов |
| 10. | Диагностика отношения ребенка к семейной ситуации |
| 11. | Диагностика стилей детско-родительских отношений |
| 12. | Экспериментальное исследование школьной дезадаптации у младших школьников |
| 13. | Изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста |
| 14. | Диагностика тревожности у детей младшего школьного возраста |
| 15. | Изучение мотивации учения у младших школьников |
| 16. | Сравнительный анализ ценностных ориентаций в подростковом возрасте |
| 17. | Изучение особенностей эмоциональной сферы у подростков |
| 18. | Диагностика агрессивности у подростков |
| 19. | Изучение самооценки у подростков |
| 20. | Диагностика творческого мышления у подростков |
| 21. | Изучение межличностных отношений подростка |
| 22. | Диагностика ценностных ориентаций в подростковом возрасте |
| 23. | Изучение гендерных особенностей агрессивного поведения подростков |
| 24. | Исследование творческих способностей у подростков |
| 25. | Изучение акцентуаций характера у подростков |
| 26. | Диагностика подростковой застенчивости |
| 27. | Диагностика ценностных ориентаций старшеклассников |
| 28. | Изучение мотивов профессиональной деятельности студентов |
| 29. | Изучение учебной мотивации студентов |
| 30. | Диагностика эмпатических способностей студентов разных специальностей |
| 31. | Диагностика мышления у студентов |
| 32. | Изучение мыслительной деятельности первокурсников |
| 33. | Изучение стратегий конфликтного поведения студентов первого и пятого курсов обучения |
| 34. | Изучение межличностных отношений студентов |
| 35. | Изучение групповых характеристик студенческого коллектива |
| 36. | Методы экспериментального исследования самооценки и уровня притязаний у первокурсников |
| 37. | Диагностика эмпатических способностей студентов разных специальностей |
| 38. | Диагностика агрессивности у взрослых |
| 39. | Диагностика тревожности у взрослых |
| 40. | Методы экспериментального исследования самооценки и уровня притязаний |
| 41. | Экспериментальное исследование креативности |
| 42. | Диагностика направленности личности |
| 43. | Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей. |
* - предлагаемые темы могут быть уточнены по усмотрению научного руководителя.
Приложение А.4
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Социальная психология»
| № | Тема курсовой работы |
| 1. | Исследование социально-психологической компетентности личности |
| 2. | Имидж как средство эффективной коммуникации |
| 3. | Способы преодоления и профилактики межгрупповых конфликтов |
| 4. | Особенности межличностного восприятия и понимания в процессе общения. |
| 5. | Особенности психологии малых групп и межгруппового взаимодействия. |
| 6. | Влияние личностных особенностей управленцев на стиль руководства коллективом. |
| 7. | Исследование интеракций в семейных отношениях. |
| 8. | Изучение стратегий совладания в критических ситуациях у представителей различных профессий. |
| 9. | Причины некритичного виктимного поведения людей старческого возраста. |
| 10. | Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения подростков. |
| 11. | Зависимость выбора стратегий совладания в критических ситуациях от индивидуально-личностных особенностей. |
| 12. | Исследование гендерных различий агрессивных проявлений старшеклассников. |
| Гендерные различия проявлений некритичного виктимного поведения. | |
| Исследование эмоциональности в контексте родительских отношений | |
| 15. | Эмоциональные состояния членов семьи с разными типами совместной адаптации |
| 16. | Социальная готовность ребенка к школьному обучению |
| 17. | Возрастные кризисы как причина супружеских конфликтов |
| 18. | Общение со сверстниками как фактор развития дошкольников |
| Гендерные особенности социализации в период молодости | |
| 20. | Исследование семейных конфликтов с помощью проективных методик |
| 21. | Влияние стиля межличностного взаимодействия супругов на внутрисемейные конфликты. |
| 22. | Социально-психологический климат коллектива и его обусловленность стилям руководства |
| Самосознание подростков с отклоняющимся поведением. | |
| 24. | Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие ребенка. |
| Социально-психологические аспекты удовлетворенности жизнью в среднем возрасте. | |
| 26. | Изучение профессионального выгорания в трудовом коллективе |
| 27. | Изучение эмоционального выгорания в семье |
| 28. | Изучение социальных ролей в трудовом коллективе |
| 29. | Психологический феномен в больших социальных группах |
| 30. | Диагностика социально-психологических характеристик личности |
| 31. | Гендерные стереотипы в социальных представлениях студентов |
| 32. | Гендерный аспект ценностных ориентаций молодежи |
| 33. | Роль семейных факторов в формировании аддиктивного поведения у подростков |
| 34. | Исследование представлений о смысле жизни у старшеклассников |
| 35. | Изучение механизмов психологических защит у младших школьников |
| 36. | Изучение копинг-стратегий у студентов |
| 37. | Изучение гендерной идентичности подростков |
| 38. | Причины и способы разрешения родительско – детских конфликтов |
| 39. | Изучение родительско-детских конфликтов с помощью проективных методик |
| 40. | Влияние стиля межличностного взаимодействия супругов на удовлетворенность браком |
* - предлагаемые темы могут быть уточнены по усмотрению научного руководителя.
Приложение Б.1
Образец оформления титульного листа
Севастопольский государственный университет
Кафедра общей психологии






