Предмет и сущность науки как сферы человеческой деятельности

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

Таврійський національний університет ім. В.І. Вернадського

ОПОРНІ КОНСПЕКТИ ЛЕКЦІЙ

з дисципліни «Методологія та організація наукових досліджень»

для напряму підготовки 6.02030302 «Філологія. Мова та література (англійська)»

Факультет Іноземної філології

Кафедра Англійської філології

Сімферополь – 2012

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В современных условиях бурного развития научно-технической революции, интенсивного увеличения объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемости и обновления знаний особое значение приобретает подготовка в высшей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов. С этой целью в учебные планы вузов включена дисциплина «Основы научных исследований», широко внедряются элементы научных исследований в учебный процесс. Студенты принимают участие в научно-исследовательской работе, ведущейся на кафедрах, в научных учреждениях вузов. В лекциях будут изложены основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведение научных исследований в форме, пригодной для любой специальности. А затем обсудим методику проведения лингвистических исследований, с которой, как я полагаю, вы должны быть хотя бы вкратце ознакомлены, т.к. прослушали Введение в языкознание и Введение в спецфилологию. В результате изучения теоретического курса и выполнения исследований по избранной тематике студент должен освоить методологию и методику исследования, а также уметь отбирать и анализировать необходимую информацию, формулировать цели, задачи и гипотезу, планировать и проводить эксперимент, соотносить его результаты с теоретическими положениями проблемы; подводить итоги научного исследования и обосновывать выводы и уметь оформить их в доклады и статьи.

Тема 1: Наука – продуктивная сила развития общества.

1. Предмет и сущность науки как сферы человеческой деятельности.

2. Понятийный аппарат. Классификация наук.

3. Организация научной деятельности в Украине.

Предмет и сущность науки как сферы человеческой деятельности

Национальной доктриной развития образования Украины в ХХI веке определено, что основными факторами дальнейшего развития образования являются:

1. единство образования и науки как условие модернизации образовательной системы;

2. достаточный объем финансирования науки и поддержка отечественных научных школ;

3. фундаментализация образования, интенсификация научных исследований в вузах;

4. формирование содержания образования на основе новейших научно-технических достижений;

5. инновационная образовательная деятельность в учебных заведениях всех типов, равная аккредитация и формы собственности;

6. правовая защита результатов научно-педагогической деятельности как интеллектуальной собственности;

7. привлечение к научной деятельности ученическую и студенческую одаренную молодежь и педагогических работников;

8. углубление сотрудничества и кооперации учебных заведений и научных учереждений, широкое привлечение ученых НАН Украины и отраслевых академий к участию в учебно-воспитательном процессе и исследовательской работе в учебных заведениях;

9. создание научно-информационного пространства для детей, молодежи и всего активного населения, используя возможности коммуникационно-информационных систем;

10. опережающее развитие педагогики и психологии, включение этих наук в список приоритетных направлений развития науки в Украине.

Возникновение науки как сферы человеческой деятельности тесно связано с развитием интеллекта. Ф.Энгельс писал, что сначала труд, а с ним и язык стали двумя важнейшими стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий.

Труд как и деятельность первоначально был борьбой за выживание, а затем стремлением к комфорту. Это лишь одна из основных сил прогресса. Когда же выполнены первые потребности человека, появляется другая сила – любопытство, интерес к самому себе, сотрудникам, окружающей среде, природе. Таким образом, выделяются две сферы человеческого интереса - материальная (стремление к комфорту) и духовная (стремление удовлетворить любопытство). К трудовой деятельности относят деятельность человека направленную на производство материального продукта.

Искусство, сфера услуг и наука составляют духовную сферу деятельности. Они обеспечивают интеллектуальное (духовное) богатство общества. В.Гюго высказался так: «Наука непрерывно движется вперед, перечеркивая саму себя… Шедевр искусства рождается на века. Данте не перечеркивает Гомера. А.С.Пушкин писал: «Столетия могут двигаться вперед, но поэзия остается на одном месте… Меж тем как понятия труда, открытия великих представителей астрономии, физики, медицины… устарели и сегодня заменяются другими - творения же истинных поэтов остаются свежими и вечно юными». Понятия науки базируются на ее месте и функциях в обществе. Современные ученые так определяют науку.

Наука – это социально значимая сфера человеческой деятельности, функцией которой является разработка и применение систематизированных теоретических знаний о действительности.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука является неотъемлемой частью духовной культуры человечества.

Как система знаний она охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческих мыслей и дел, но и полные формы и способы их осмысления. Наука также выступает как специфичная форма общественного сознания, основой которого является система знаний; процесс познания закономерностей объективного мира; верный способ общественного распределения труда; процесс производства знаний и их применение.

Можно сказать, что наука складывалась исторически и представляет собой стройную систему понятий и категорий, связанных между собой при помощи суждений и умозаключений.

Известно, что не любые знания можно рассматривать как научные.

Знания, которые человек получает путем наблюдения, не являются научными. Они важны в жизни человека, но не раскрывают сущности явлений, их взаимосвязей, которые позволили бы объяснить принципы возникновения процесса, явления и их дальнейшее развитие. Целью науки и является познание законов природы и общества, соответствующее влияние на природу и получение выгодных обществу результатов. Предмет науки – это связанные между собой формы движения материи или особенности их отражения в сознании людей. Материальные объекты природы определяют существование многих отраслей знаний. Достоверность научных знаний определяется не только логикой, а прежде всего обязательной их проверкой на практике, т.к. именно наука является основной формой познания и сведения в достоверную систему знаний об окружающем мире и их применение в практической деятельности людей.

Исторически наука прошла долгий сложный путь развития от первичных, элементарных знаний о природе до познания сложных закономерностей природы, общественного развития и человеческого мышления. Первые элементы науки появились еще в древнем мире в связи с потребностями общественной практики и носили сугубо практический характер. Еще на заре своего развития человечество улучшило условия жизни за счет познания и некоторого изменения окружающего его мира.

Столетиями и тысячелетиями опыт накапливался, обобщался и передавался последующим поколениям. Механизм наследования накопленных знаний постепенно складывался за счет складывания обрядов, традиций, а затем и письменности. Так возникла исторически первая форма науки (наука античности), предметом исследования которой была вся природа в целом. Первично созданная античная наука еще не делилась на отдельные особые отрасли (дисциплины) и имела черты натурфилософии. Натурфилософии отвечал метод наивной диалектики и стихийного материализма, когда гениальные догадки переплетались с фантастичными вымыслами об окружающем мире.

В V веке до н.э. из натурфилософской системы античной науки выделяется отдельная отрасль познания – математика, которая делится на арифметику и геометрию. В середине IV столетия до н.э. – астрономия.

В научно-философской системе Аристотеля наметилось деление науки на физику и метафизику (философскую онтологию). В дальнейшем в этой системе выделяются такие самостоятельные дисциплины как логика и психология, зоология и ботаника, минералогия и география, эстетика, этика и политика. Так начался процесс дифференциации науки и выделения самостоятельных отраслей знаний со своим предметом и методами исследования. Во второй половине XV в., в эпоху Возрождения, начинается период значительного развития природоведения как науки, начало которого (середина XV- XVIвв) характеризуется накоплением большого фактического материала о природе, полученного экспериментальными методами. В это время происходит дальнейшая дифференциация науки; в университетах начинается преподавание основ фундаментальных научных дисциплин – математики, физики, химии.

Другой период развития природоведения, который можно назвать революционным, охватывает время с середины XVI до конца XIXвека.

Именно в этот период были сделаны выдающиеся открытия в физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Геоцентричная система построения мира Птолемея заменяется гелиоцентричной Коперника и Галилея (XVI-XVIIвв.); был открыт закон всемирного тяготения(Ньютон – конец XVIIв.), сохранения массы (Ломоносов, Лавуазье –вторая половина XVIII в.), выявлены основные законы наследственности (Мендель – конец XVIII в.). Во второй половине XIX в. Менделеев сформулировал периодический закон в химии. Настоящий переворот в природоведении произошел в результате таких великих открытий как теория эволюции Ч.Дарвина и закон сохранения энергии. Революционные процессы, проходившие в науке в XVI- XIX вв

Привели к коренным изменениям взглядов на окружающую действительность. Первый этап революции (середина XVIв – конец XVIIIв) позволил сделать вывод, что за видимостью явлений существует действительность, которую и обязана освещать наука. Второй этап революции (конец XIXв) привел к краху взглядов, по которым природа с ее предметами и связями считалась неизменной, которая вечно движется по одному и тому же кругу. Решающую роль в этом сыграли Э. Кант и П.Лаплас, которые создали космогоническую теорию. В конце XIX – начале XXв революция в природоведении вступила в новую специфичную стадию. Физика переступила порог микромира, был открыт электрон (Дж. Томпсон, 1897г.) заложены основы квантовой механики (Планк, 1990г.), определен дискретный характер радиоактивного излучения.

В XX в. развитие науки в мире характеризуется особенно высокими темпами. На основе достижений математики, физики, химии, биологии и других наук получили развитие молекулярная биология, генетика, химическая физика, физическая химия, кибернетика, биокибернетика и др.

В современных условиях резко изменился характер научных исследований, подход к изучению явлений природы. Вместо прежней изоляции отдельных дисциплин приходит их взаимодействие, проникновение одной в другую. Теперь тот или иной объект или явление природы изучается в комплексе взаимосвязанных наук. Быстрые темпы развития науки в XX столетии стимулировали создание науковедения, которое изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, экономику и организацию научных исследований, формы ее взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Наука возникла из потребностей производства в XVIII в., когда многочисленный хаотичные данные познания были упорядочены, выделенные и приведенные в причинные связи знания стали наукой, а наука приблизилась к своему завершению, т.е. сомкнулась: с одной стороны с философией, а с другой – с практикой. Массовое производство, кооперация больших предприятий с использованием машин покоряют силы природы (ветер, воду) в огромных масштабах и непосредственно процесс производства. Использование сил природы в производстве, включение их в капитал проходят с развитием науки как самостоятельного фактора производственного процесса. Накопление эмпирических знаний в течении тысячелетий способствовало развитию орудий труда, хотя и очень медленно, но в направлении все более сложных приспособлений. Эмпирическая эпоха в производстве продолжалась почти до XX в. Достигнув предельные границы сложности эмпирическая технология исчерпала свои возможности. Практические потребности общества обусловили развитие технических наук, что вызвало прогресс в технике. Через технику наука стала все больше влиять на производство. Наука стала превращаться в отрасль общественного производства, которая поставляем ему необходимую новую информацию. Процесс производства новой информации приобрел характер ускоренного воспроизводства, и наука стала бурно развиваться, что означало начало научно-технической революции.

В научных сообществах выделяются три научных направления: классическое, неклассическое (индустриальное общество) и постклассическое (постиндустриальное общество), которые возникли соответственно в XVI- XVII, XIX и второй половине XX в. Благодаря специфическим условиям развития классическая наука возникла в борьбе со схоластикой и авторитарностью средневекового мышления, в основе которого лежит измерение объекта познания независимо от субъекта.

Минувший XX век вошел в историю как век рационализма и разума. Более 500 естественных и 300 гуманитарных наук и созданная ими техника и технология декларировали свою направленность на защиту интересов человека в природе и обществе. В индустриальном обществе осуществляется концентрация производства и населения, урбанизация, формирование системы ценностей, ориентированных на эффективность, рациональность безотносительно к возможностям природной среды, т.е. любой ценой. Общество достигшее чрезвычайно высокого уровня познания и развития создало реальную угрозу своему существованию.

Действительно впервые за всю историю в первой половине XX столетия человечество достигло критической границы и во второй половине этого столетия, переступив порог, реально вошло в период Великого Кризиса. Пережиты две мировых войны, атомная бомбардировка, геноцид, появление новых болезней, обострение экологических проблем – все это вызывает сомнения в абсолютном прогрессе научно-технического пути развития. Мощное развитие экономики на основе достижений научно-технического прогресса явилось разрушительным для биосферы, истощаются природные ресурсы в результате чего деградируют все сферы общественной жизни, утрачиваются духовные ценности. На основании анализа прошлого ясно, что современная постнеклассическая наука выбирает путь антропосферного, биосферного или ноосферного развития. При этом экономический рост здесь достигается применением новых технологий, осуществляется переход от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, побеждает производство услуг и информации. Отсюда и другое название постиндустриального общества информационное, характерной особенностью которого являются знания и информационные технологии в единстве с высокой духовностью.

Сегодня в контексте экологических исследований человек вновь в центре науки, и на научной карте мира предпочтение отдается гуманизации науки, ибо «какой мир, таков и человек, каков человек, таков и мир. Ученый В.Гейзенберг, отмечая эту тенденцию науки, подчеркнул, что чем глубже мы проникаем во Вселенную, тем больше видим в нем человека. Так, разумная творческая деятельность человека является решающим фактором развития биосферы и перехода ее в ноосферу, которая будет удовлетворять все материальные, социальные и эстетические потребности человечества.

Постнеклассическая наука перестраивает сетку взаимосвязи, в которую включен человек. Характерной чертой постнеклассической науки является если можно так назвать «человекомерность». Значение современной науки характеризуется осознанием места и роли человека в системе Человек – Природа – Общество. Осознание человеком незнаний в какой-либо области бытия вызывает объективную необходимость добыть их и передать новые знания о бесконечной гармонии с природой.

Знание – это проверенный практикой результат познания действительности и адекватное ее отражение в сознании человека. Знание - идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира. Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий. Знание является продуктом общественной деятельности людей, направленной на преобразование действительности. Сам процесс развития человеческой мысли от незнания до знания называют познанием, в основе которого лежит отражение в сознании человека объективной реальности в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, именуемой практикой. Это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого новые знания о мире, отображение объективной действительности в сознании человека в процессе его практической деятельности (трудовой, интеллектуальной, научной). Вся наука и человеческое познание направлены на достижение достоверных знаний, которые отражают действительность. Потребности практики выступают основной движущей силой развития познания, его целью. Человек познает законы природы, чтобы овладеть силами природы и поставить их себе на службу; он познает законы общества, чтобы в соответствии с ними воздействовать на ход исторических событий. Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью. От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности – такова общая закономерность отношений человека в окружающей действительности. Практика является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завершением всякого процесса познания. Следует отметить, что завершение познания всегда относительно, т.к. в процессе познания, как правило, возникают новые проблемы и новые задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мысли. Решая эти задачи и проблемы, наука должна опережать практику и таким образом сознательно направлять ее развитие.

В процессе практической деятельности человек разрешает противоречие между существующим положением вещей и потребностями общества. Результатом этой деятельности является удовлетворение общественных потребностей. Указанное противоречие является источником развития познания и, естественно, находит отражение в его диалектике. Диалектика процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнений, позволяющей путем логических доказательств и практической проверки устанавливать истину.

Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Только истинное научное знание служит человеку могучим оружием преобразования действительности, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие.

В противоположность истинному знанию заблуждение представляет собой неверное, иллюзорное отражение мира.

Истинные знания существуют в виде законов науки, теоретических положений и выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытий ученых. Поэтому истинное научное знание объективно. Вместе с тем научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание – знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом. Абсолютное знание – это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное совпадение образа с объектом. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено в будущем. Следует отметить, что непрерывное развитие практики исключает возможность превращения знания в абсолютное, но абсолютность практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений. Диалектический материализм исходит из того, что единственно научным критерием знаний о действительности является общественная практика. При этом предполагается деятельность не отдельного человека, не единичный случай воздействия людей на окружающий мир, а опыт всего человечества в его историческом развитии. Познание включает в себя два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание формирует эмпирическое знание, а рациональное – теоретическое.

Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые действуют на его органы чувств. Восприятие – отражения мозгом человека предметов или явлений в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие – это первичный чувственный образ предмета или явления. Представление – вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали в прошлом. Представление – это образы, которые восстанавливаются по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий предметов или явлений. Воображение – это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.

Рациональное познание дополняет и опережает чувственной, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышление.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек через доступные органам чувств свойства, связи и отношения предметов проникает в скрытые свойства, связи, отношения; человек познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, усваивая в процессе общения с другими людьми. Мышление неразрывно связано с языком и не может осуществляться вне его. Действительно, основной инструмент мышления – логические рассуждения человека, структурными элементами которых (и формами логического отражения действительности) являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными. Общие понятия связаны не с одним, а с множеством предметов. Наиболее широкие понятия называются категориями и к ним относят некоторые философские понятия (о форме и содержании явлений), политэкономии (товар, стоимость) и т.д. Единичные понятия относятся всегда только к одному определенному предмету. Под собирательными подразумеваются понятия, обозначающие целые группы однородных предметов, представляющих собой известное единство, законченную совокупность (лес, транспортный поток и т.п.)

Понятия конкретные относятся к конкретным предметам, а абстрактные понятия – к отдельно взятым признакам этих предметов, например «белые предметы». Особенностью относительных понятий является то, что они всегда мыслятся попарно, например: «правый» и «левый», «начальник» и «подчиненный». Абсолютными называют такие понятия, которые не имеют парных отношений, например «планета», «дом», «дерево».

По признаку отношений между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, соподчиненные, частично согласные, противоречащие и противоположные.

Тождественными называют такие понятия, которые имеют одинаковое содержание. Это одни и те же понятия, только выраженные в различной словесной форме. Равнозначные понятия имеют один и тот же объем, но отличаются по содержанию. Так, например, понятия «автор «Капитала» и «основатель научного социализма» хотя и относятся к одному лицу, но указывают на различные его признаки.

Понятия характеризуются их объемом и содержанием. Объем понятия – это круг тех предметов, на которые данное понятие распространено. Содержанием называют совокупность признаков, которые объединены в данном понятии.

Отношения тождества и равнозначности понятий имеют чрезвычайно важное значение в науке, т.к. делают возможным замещение одного понятия другим. Этой операцией широко пользуются в математике при преобразовании и упрощении алгебраических соотношений.

Подчиненными называют понятия, которые по содержанию входят в понятия более высокого ранга или более общие. Соподчиненными являются понятия, связанные по объему (объем двух или более понятий входит в объем какого-либо высшего понятия). Например, понятия «многоугольник» и «окружность» являются подчиненными понятию «геометрическая фигура» и соподчиненными между собой. Если отдельные части объема понятия оказываются совпадаюшими, общими, то их называют частично согласными. В подобном отношении находятся, например, такие понятия, как «студент» и «спортсмен».

Понятие, которое отрицает положительное понятие, называют противоречащим. Например, понятие «нечеловек» отрицает положительное понятие «человек». Противоречащие понятия не допускают ничего промежуточного; одно понятие начисто исключает другое. Если понятие указывает не только на то, что отрицает, но и на то, что взамен отрицаемого утверждается, то такое понятие называют противоположным. У противоположных понятий имеются средние и промежуточные понятия. Так, между понятиями «белый» и «черный» мыслимо понятие «серый».

Для описания процесса формирования новых сложных понятий из более простых используется способ вывода сложных соотношений из элементарных. Формализация процесса часто осуществляется на языке теории множеств.

Раскрытие содержания понятия называют его определением. Последнее должно отвечать двум важнейшим признакам: 1) определение должно указывать на ближайшее родовое понятие; 2) определение должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий. Так, определяя понятие «квадрат» нужно указать на то, что квадрат относится к роду прямоугольников и выделяются среди них признаком равенства своих сторон. Определение понятия не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким, т.е. соразмерным и не должно определяться самим собой, т.е. определение понятия не должно делать круга.

Развитие научных знаний заставляет уточнять определение понятий, вносить новые признаки в его содержание. При этом понятие обобщается или ограничивается. В научном исследовании определения обычно завершают процесс исследования, закрепляют те результаты, к которым ученый пришел в своем исследовании. Без определения понятий возможно ложное толкование мыслей автора исследования. Определение понятия оказывается возможным в том случае, когда мы знаем, к какому роду оно относится и какие у него видовые признаки. Установление видовых признаков осуществляется при помощи деления понятия. Делением понятия называется раскрытие всех видов, входящих в состав данного понятия. Если определение имеет дело с содержание изучаемого понятия, то деление – с объемом понятия. Деление подчиняется следующим правилам: 1) члены деления должны исчерпать объем делимого понятия; 2) деление должно производиться с точки зрения одного определенного основания; 3) члены деления должны исключать друг друга.

Основанием деления называют тот признак, который является общим всем видам, входящим в объем данного понятия. Особым видом деления понятия является дихотомия, или двучленное деление, при котором членами деления бывают только два понятия, из которых одно является противоречащим в отношении другого.

Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. В речи суждение выражается в виде предложения. Суждение – это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь между мыслимыми предметами и их признаками или между предметом и классом предметов.

Суждения делятся по следующим признакам: качеству, количеству, отношению, модальности. В свою очередь, по качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные, по количеству – на общие, частные и единичные, по отношению - на категорические, условные и разделительные, по модальности – на проблематические, аподиктические и ассерторические. В проблематических суждениях наличие связи понятий отмечается лишь с известной степенью вероятности. В аподиктических суждениях указывается, что связь понятий является безусловно необходимой. Ассерторические суждения указывают только на действительно существующую связь понятий.

Соединение суждений по количеству и качеству приводит к четырем новым видам суждений: общеутвердительному, общеотрицательному, частноутвердительному и частноотрицательному.

К суждению о предмете или явлении человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем – с помощью умозаключения. Умозаключение – процесс мышления, составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение. Часто умозаключение называют выводом, через который становится возможным переход от мышления к действию, практике. Вместе с тем следует подчеркнуть, что не всякая последовательность суждений может быть названа умозаключением или выводом. В умозаключении связь двух суждений иногда обнаруживает подчинение, в силу которого одно (основание) обусловливает другое (следствие).

Умозаключения делятся на две категории: дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные умозаключения представляют собой выведение частного случая из какого-нибудь общего положения. В индуктивных умозаключениях на основании частных случаев приходят к общему положению.

Умозаключения подразделяются также на непосредственные и опосредованные. В непосредственных умозаключениях от одного суждения приходят к другому. В опосредованных суждениях переход от одного суждения к другому осуществляется через посредство третьего. Если в процессе умозаключения изменяется форма суждения, то говорят об ее превращении, например, утвердительное суждение становится отрицательным, и наоборот. При этом смысл и количество суждения сохраняются. Понятия, суждения и умозаключения выражаются в словесной форме.

В процессе научного исследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных факторов; доказательство правильности гипотез и суждений.

Научная идея - интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод. Она базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.

Гипотеза - это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке ее называют теорией или законом. В процессе познания каждая гипотеза подвергается проверке, в результате которой устанавливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, что данная гипотеза не противоречит никаким другим гипотезам, которые считаются уже доказанными. Следует, однако, подчеркнуть, что для подтверждения правильности гипотезы необходимо убедиться не только в том, что она не противоречит действительности, но и в том, что она является единственно возможной и с ее помощью вся совокупность наблюдаемых явлений находит себе вполне достаточное объяснение.

С накоплением новых фактов одна гипотеза может быть заменена другой лишь в том случае, если эти новые факты не могут быть объяснены старой гипотезой или ей противоречат. При этом часто старая гипотеза не отбрасывается целиком, а только направляется и уточняется. По мере уточнения и исправления гипотеза превращается в закон.

Закон – существенная внутренняя связь явлений, обусловливающая их необходимое закономерное развитие. Закон выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов.

Закон, найденный путем догадки, должен быть, затем логически доказан, только тогда он признается наукой. Для доказательства закона наука использует суждения, которые были ранее признаны истинными и из которых логически следует доказываемое суждение. В редких случаях в равной мере оказывается доказуемыми противоречивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса в науке, что всегда свидетельствует о наличии ошибок в логике доказательства или несостоятельности исходных суждений в данной системе знаний.

Парадокс в широком смысле – это утверждение, резко расходящееся с общепринятым, установившимся мнением, отрицание того, что представляется «безусловно правильным».

Парадокс в узком смысле – это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются представляющиеся убедительными аргументы.

Парадоксальность является характерной чертой современного научного познания мира. Наличие парадоксов становится свидетельством несостоятельности существующих теорий, требованием дальнейшего их совершенствования. Выявление и разрешение парадоксов стало в современной науке обычным делом. Основные пути их разрешения: устранение ошибок в логике доказательств; совершенствование исходных суждений в данной системе знаний. Для избежания ошибок логика доказательства должна быть подчинена законам формальной логики: закону тождества, закону противоречия; закону исключения третьего и закону достаточного основания. Как уже отмечалось, в результате проработки и сопоставления с действительностью научная гипотеза может стать теорией.

Теория (от лат. theoreo – рассматриваю) - система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Теория является духовным, мысленным отражением и воспроизведением реальной действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики. Это обобщенный опыт в сознании людей.

Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и факты. Под принципом в научной теории понимается самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизации знаний). Принцип – это правило, возникшее в результате осмысленного опыта людей.

Исходные положения научной теории называются постулатами или аксиомами.

Аксиома (постулат) – это положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и из которого выводятся все остальные предложения и выводы теории по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательства. В современной логике и методологи науки постулат и аксиома обычно используются как эквивалентные.

Теория слагается из относительно жесткого ядра и его защитного пояса. В ядро входят основные принципы. Защитный пояс теории содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Этот пояс определяет проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию, предвидит факты не согласующиеся с теорией, и истолковывает их так, что они превращаются в примеры, подтверждающие ее.

Теория является наиболее развитой формой обобщенного научного познания. Она заключает в себе не только знания основных законов, но и объяснение фактов на их основе. Теория позволяет открывать новые законы и предсказывать будущее.

Движение мысли от незнания к знанию руководствуется методологией. Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.

В методологии выявляются две взаимосвязанные функции: 1) обоснование правил применения мировоззрения к процессу познания и преобразования мира; 2) определение подхода к явлениям действительности. Первая функция общая, вторая – частная.

Общая функция базируется на обобщении системы взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. В зависимости от совокупности научных, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений обобщенная система взглядов может носить идеалистический или материалистический характер. Наука, в основном, руководствуется философией диалектического материализма, в соответствии с которой процесс познания органически связан с предметами материального мира, с их движением и развитием. Только такой подход к изучению окружающей нас действительности дает возможность человеку правильно познать материальный мир. Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Наука постепенно, диалектически развертывает естественно-научную картину мира, глубже познает ее законы.

Одной из основных задач познания является выявление причин изменения и развития конкретных явлений и процессов. Диалектический подход к познанию указывает, что источниками, причинами развития являются внутренние противоречия и борьба противоположностей, которые составляют основу процессов объективной действительности.

В этих процессах единство всегда относительно, временно, преходяще, а борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие каждого явления, его движения.

Противоположности в науке проявляются в различных формах, вытекающих из конкретно поставленных задач. Это новое и старое, положительное и отрицательное, консервативное и революционное. Новое, положительное и революционное, как более совершенное пробивает себе дорогу в борьбе со старым, отжившим. Не понимать этого и не изучать с позиций этого закона факты и явления – значит, никогда не подойти к истине. Не менее важным в процессе познания является вопрос о том, как на основе внешнего воздействия идет процесс усложнения структуры изучаемого объекта или явления, как появляются новые качества. Закон перехода количества в качество позволяет выяснить характер развития и его формы. Поступательный характер, преемственность и тенденция развития объекта позволяет вскрыть третий закон диалектики – отрицание отрицания. Отрицание не отбрасывает все старые представления и взгляды, отрицается то, что исчерпало возможности роста (что устарело, отжило), и удерживается то, что растет и развивается. Одним актом отрицания процесс диалектического движения не завершается. После первого отрицания в силу действия других законов диалектики, в частности закона единства и борьбы противоположностей, в сознании исследователя возникают новые взгляды. Борьба между ними приводит к следующему отрицанию и т.д. Наступает отрицание отрицания.

Диалектическая методология всегда опирается на конкретные знания. Исследователь, научный работник должен иметь определенный запас знаний и уметь применить их к решению конкретных научных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: