Информационное обеспечение научных исследований

Использование возможностей научно-технического прогресса (НТП) во многом зависит от своевременного обеспечения предприятий, учреждений и организаций страны оперативной и полной информации о достижениях науки и техники и эффективного ее использования в научно-исследовательском, проектно-конструкторском производственном процессах и при принятии решения на всех уровнях управления.

При создании новой техники в случае неполноты, недостаточной достоверности или неоперативности информации практически невозможно составить представление о лучших мировых и отечественных образцах, в связи ч чем уже на стадии проектирования может быть заложена техническая отсталость.

Не менее важное значение имеет задача обеспечения научных исследований удобной для восприятия информации о важнейших научных достижениях, полученных в прошлом. Таким образом, задача развития общегосударственной системы сбора, обработки, хранения, эффективного поиска и передачи информации, основанной на использовании самых современных методов и средств (в первую очередь вычислительной техники), является чрезвычайно актуальной. Методы информатики успешно применяются для создания эффективных информационных систем и составляют основу для автоматизации научных исследований, проектирования, различных производственных процессов.

В настоящее время сформировалось понятие информатики как важной отрасли научного знания, включающей в себя несколько научных дисциплин, связанных с проблемой общения человека с ЭВМ, с созданием компьютерных систем. В информатике можно выделить ряд направлений: техническое (инженерное), связанное с созданием вычислительной техники и разнообразных автоматизированных информационно-поисковых систем; программное, связанное с обеспечением вычислительной машины программами, позволяющими реализовать на ней задачи, решаемые пользователями; алгоритмическое, связанное с разработкой алгоритмов решения различных теоретических и практических задач и содержанием так называемых баз и банков данных.

Информационные системы. Разработка, создание и использование информационных систем для обеспечения широкого круга потребителей информацией о достижениях науки и техники, решения экономических и управленческих задач – важный раздел современной информатики. При этом термин «информатика» может использоваться для определения как соответствующей научной дисциплины, так и связанной с ней области деятельности. Именно такой подход имеется в виду при использовании ряда родственных терминов: общегосударственная система обработки и передачи информации, государственная система научно-технической информации, система информационного обеспечения ученых и специалистов и др. Обычно эти термины обозначаются понятиями «информационная система» и «система информационного обеспечения».

Важнейшим компонентом системы информационного обеспечения является новая научно-техническая информация об оригинальных идеях, научных результатов, фактах и т.д. При этом всегда существовала проблема «адресности», суть которой заключается в том, чтобы эта информация своевременно доставлялась именно тем пользователям, для которых она представляет непосредственный интерес. Система научной коммуникации стала оформляться в качестве самостоятельной системы, ответственной за хранение и распространение научных сведений и знаний. Активно развивались издательское дело, библиотеки, а позднее – реферативные, информационные и консультативные службы. Библиотеки стали активно использовать в соей работе последние достижения науки и техники и прежде всего компьютеры, ЭВМ (и соответствующие системы памяти), объединенные с современными средствами связи. Система научной коммуникации постепенно стала приобретать главенствующую роль в посредничестве между разработчиками новых сведений и потребителями, заинтересованными в их непосредственном использовании. Информационные продукты. Совокупность унифицированных сведений и услуг, представленных в некотором стандартизованном виде, получили название информационных продуктов. Примерами могут служить распечатанные результаты поиска в информационном массиве, специализированные издания, аналитические справки и т. д. Каждый тип информационного продукта требует специфической технологии его получения. Поэтому одни информационные системы стали специализироваться на производстве тех или иных конкретных видов информационных продуктов, другие (более мощные) оказались способными производить совокупность продуктов разного типа. В результате выделились специализированные и универсальные (интегральные) информационные системы.

Базы данных, информационные ресурсы. По мере развития вычислительной техники и средств хранения информации появилась возможность экономически оправданного накопления и хранения больших машинных информационных массивов (баз данных). В связи с их широким распространением, развитием методов и средств переработки этих данных в информационные продукты стала быстро развиваться индустрия информации, начался переход к «безбумажной информатике».

Базы данных можно подразделить на библиографические и фактографические. Библиографические базы данных содержат так называемую «вторичную» информацию, т. е. сведения о публикациях. Соответствующая «первичная» информация (т. е. сами публикации: книги, статьи, патенты и т. д.) хранится в другом контуре информационной системы. Фактографические базы данных содержат сведения фактического характера и представляют собой конечный пользовательский продукт.

Базы данных могут быть отраслевыми, политематическими, «внутренними» (т. е. создаваемыми в рамках некоторой организации) или «внешними» (т. е. создаваемыми за пределами данной организации). Иногда базы данных создаются по признакам принадлежности документов к тому или иному виду (по патентам, диссертациям и т.д.) или по определенной направленности тематики.

Информационная технология. Каждый тип информационного продукта требует специфической технологии его получения. Важнейшей составной частью этой технологии является соответствующее программное обеспечение в виде так называемых пакетов прикладных программ (ППП). В тех случаях, когда каждому программному продукту соответствует свой ППП, последний относят к проблемно-ориентированным или функциональным ППП. Если же один и тот же ППП позволяет получать целый ряд информационных продуктов, его обычно называют интегральным. Таким образом, составляющими современного производства информационных продуктов являются: техническими средствами (ЭВМ, средства тиражирования и передачи информации), базы данных, ППП. Процедуры производства информационных продуктов из исходных баз данных оформляются в виде руководств, инструкций, нормативно-технических, организационных и научно-методических документов. Для производства самих баз данных также требуется своя информационная технология. Так, с понятием «база данных» тесно связано понятие «банк данных». Банк данных – разновидность информационной системы для накопления больших объемов относительно однородных взаимосвязанных и изменчивых данных, их оперативного обновления и многоцелевого использования. В состав банка данных входят: база (базы) данных и комплекс средств ее создания и использования (программная система управления базами данных, языки, вычислительное оборудование, процедуры, персонал, методики).

Информационные сети. По мере развития средств связи и вычислительной техники они все в большей мере объединяются в единую информационную инфраструктуру, техническую основу которой составляют информационные сети. Через них потребитель получает возможность доступа практически к любым банкам данных, подсоединенных к сети. В настоящее время сосуществуют различные системы научной коммуникации. Часть из них реализована в традиционной форме через информационные центры и библиотеки, другая часть – через сети данных.

Потребители информации. Каждый потребитель обычно выдвигает свои специфические требования к информационной системе, его требования строго индивидуальны. Однако с точки зрения рационального создания информационных систем возможных потребителей целесообразно разделить на четыре категории, связанные с проведением научных исследований; с разработкой и проектированием новой техники; с принятием управленческих решений по созданию новой техники; с решением планово-управленческих задач (определение народнохозяйственных пропорций, разработка планов, установление перспектив развития и т. д.). Приведенное разделение потребителей по категориям условно и позволяет в конечном итоге лучше сформулировать требования к конкретным информационным системам и тем самым повысить эффективность информационного обеспечения разного рода конечных потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: