12.09.2012
05.09.2012
Учебник: Алёхин и Кормовицкий Административное право от МГУ (чем новее тем лучше) как минимум 2010 или 2011 года.
Бахрах Административное Право России.
Мигачёв, Попов, Тихомиров Административное право Москва 2012
Управление от лат. Администратио.
Управление - это функция сложных организационных систем биологических, социальных, технологических, управление- это организация функционирование различных Систем для реализации различных целей и задач. Управление - организация целостных субъектов. Согласованность действий участников процесса, подчинение их воли управляющему субъекту.
Социальное управление. Есть там где существует деятельность людей. Так как деятельность людей нуждается в организации чтоб она была не хаотична, а полезна для индивида и всего сообщества. Объекты управление - на кого осуществляется управление. Те лица которые осуществляет управление - субъекты: отдельные лица так и некое организованное сообщество. Все эти лица наделены властными полномочиями над объектами. Пример субъекта: президент.
Государственное управление - это часть социального управления. Наиболее важный вид социального управления. Охватывает все стороны нашей жизни чем грамотнее организованно госуправление тем эффективнее осуществляется жизнедеятельность в обществе и лучше функционирует государство.
Предметом административное право - государственное управление.
Три основных подхода к природе взаимодействия государственного управления и исполнительной власти:
1) противники взаимосвязи: два этих понятия несовместимы так управление существует только на не государственном уровне, исполнительная власть, управление внутриорганизационное внутриведомственная, до государственная, государственное управление объедение партии большевиков для тоталитарного режима, исполнительная власть не должна вмешиваться в деятельность людей и в их объединения, она должна осуществлять функции по охране общественного порядка предоставление государственных услуг, выступать арбитром.
2) Сторонники взаимосвязи: (узкий подход) до государственное происхождение административного управление ни о чем не говорит, по средствам управления корректирует поведение людей, законодательная и судебная власть не занимаются организацией деятельности людей, у исполнительной власти есть развитый аппарат в виде разных органов МВД, налоговики. Исполнительная создается не только для исполнения законов, существо исполнительной власти не исчерпывается исполнительными функциями происходит управление экономикой, медициной, образование. Исполнительная власть не является пассивной, принимает управленческие решения по собственной инициативе. Кроме конституции этот термин употребляется в других нпа.
3) Широкое понимания государственного управления - органы законодательной и судебной власти также осуществляют управление путем законом и судебных решений. Принятие и увольнение работников внутри ведомств. Минус: государственное управление осуществляется на уровне государства, а не внутри ведомств.
Признаки государственного управления:
Государственное управление властно-государственная сущность.
Государственное управление всегда является правовым.
Государственное управление всегда подзаконно.
Государственное управление всегда осуществляется в масштабах государства.
Функции государственного управления:
Планирование - планирование достижения конкретных результатов в определенный период. Путей и средств достижения.
Прогнозирование - научное обоснование перспектив, выработка стратегий управления и предвидение его результатов.
Программирование - Информационное обеспечение - принятие правовых актов, программа перечень конкретных действий.
Регулирования - установление правового режима той или иной деятельности, либо решение вопроса.
Организация - вид деятельности состоящий в формирование система государственного управления.
Координация - обеспечение согласованной работа органов управления и подведомственных им объектов
Контроль - установление фактической деятельности людей предписаниям.
Предмет и методы.
Предмет административного права-участок общественной жизни с определенными общественными отношениями требующими правого регулирования, такие общественные отношения нуждаются в административном регулировании. Базовая отрасль публичного права.
Административное право возникло с момента возникновения государства.
Административное право регулирует общественные отношения с участием органов исполнительной власти которые возникают по поводу осуществлениями возложенных на них
Во - первых возникаю в процессегос управления
Во - вторых в качестве субъекта имеют орган исполнительной власти
В - третих отношения власти и подчинения
В случаи если орган исполнительной власти осуществляет не властно управленческие функции закрепленные в нпа - это не является предметом административного права.
Государственно властные отношения возникают между:
Соподчинеными органами исполнительной власти.
Не подчиненными субъектами исполнительной власти.
Между субъектами исполнительной и подчиненными им субъектами.
Между субъектами исполнительной и не подчиненными им организациям.
Между субъектами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Между субъектами исполнительной власти и физическими лицами.
10.09.2012
Методом административного права является предписание
Метод правого регулирования способ правого воздействия на определенные общественные отношения представляющие ее предмет.
Предписание возложение прямой юр обязанности совершать те или иные действия в условиях предусмотренной правовым нормам
Только таким способом можно осуществлять государственное управление зачастую можно заставить, при помощи данного метода обеспечиваются интересы.
Предписание носит властный характер.
Обладает властными полномочиями в отношении объекта правоотношений, объект управления обязан подчиняться субъекту.
Это способ регулирования основан на неравенстве сторон этих общественных отношений.
Данный метод регулирования является односторонним-волевым.
Административное право в некоторых случаях использует: дозволение и запрет. - это его особенность.
Дозволение - гражданский служащий имеет право на повышение
Запрет - КоАП защищает экологическое право.
Административное право как отрасль права
Базовая отрасль публичного права.
Базовая отрасль, одна из самых сложных, что вытекает из разнообразия общественных отношений что она регулирует. Они разнообразны, а право это самостоятельная отрасль права обеспечивающая функционирование исполнительной власти соблюдение публичных интересов физических и юридических лиц, охрану и реализацию прав граждан. Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, внутри аппаратное в отношении госорганов, отношения связанные с государственной службой, в спорах вытекающих из административных правоотношений- административная юстиция, привлечение к административной ответственности - административная юрисдикция.
Административное право право обеспечивающие законность и справидливость в сфере общественных отношений, административное право устанавливает порядок, которое не позволяет установить беспорядок и хаос в государственном управлении.
История появлени административного права
Появилось с государством.
Выделилось в 19 веке.
Появление и развитие обусловлено необходимостью регламентировать охрану общественного порядка нормами права в крупных городах, возникла потребность в правовой регламентации общественных отношений, обеспечение реализации субъективных прав граждан.
Субъективные права граждан - право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану частной собственности.
Система административного права
1)Общая часть
- те нормы которые применимы для всех областей административного права, она регулирую:
Предмет и метод административного права
Административно- правовые нормы
Административно правовые отношения
Субъекты
Административно правовые формы и методы государственного управления
Административную ответственность
2)Особенная часть - регулирует общественные отношения в конкретной в сфере управленческой деятельности: государственного управление отраслями, межотраслевыми, социально-культурной, политической, экономической деятельностью государства.
Система права включает в себя подотрасли отрасли институтов и норм права
Законодательства включает нормативные акты регулирующие соответствующие правоотношения. Эти явления взаимосвязанные друг с другом, но не являются одним и тем же.
Соотношение административного права с другими отраслями права.
С конституционным правом:
Нормы административного права производны от конституционных норм, они конкретизируют и развивают нормы конституции и конституционного права. Развивают те, которые устанавливают конституционное устройство, основы правого положения личности, федеративное устройство, организацию исполнительной власти. Однако, не стоит смешивать ибо разный предмет и методы.
С гражданским правом:
Основу предмета гражданских права имущественные правоотношения, участниками этих правоотношений выступают также субъекты административного права. Административное право также регулирует имущественные правоотношения, но особенностью является то, что участники этих правоотношений находятся в зависимости друг от друга, но не равноправны одна сторона зависит от другой - такие отношения возникают на основе властного волеизъявления уполномоченного на то лица, при этом воля подчиненного в этих отношениях не имеет значение. Такие отношения возникают при передаче федерального имущества субъекту РФ. При этом такие правоотношения не приобретают подобно гражданско-правовым возмездного характера. Предусматриваемая в некоторых случаях плата за совершение государствено-управленческой деятельности!!?! Деятельность органов государственной власти в отличии от коммерческих организаций не нацелена на извлечение прибыли.
Взаимосвязанны - При регистрации юридических лиц, при регистрации прав на недвижимое имущество, при выдачи лицензии на определенный вид деятельности.
Гражданские правоотношения могут защищаться нормами административного права осуществление деятельности без лицензии - накладывается в соответствии с КоАПом.
С уголовным правом:
У них существуют схожие объекты, зависимости от тяжести совершенного правонарушения наступает административная или уголовная ответственность.
С финансовым правом, земельного, экологического и трудового:
Финансовые правоотношения регулируются либо административным правом, создание финансовых органов, либо нормами и финансового и административного права, установление компетенции финансовых органов. То что не регулируется законами государственной службы регулируется трудовым, также административное право регулирует широкий круг вопросов в земельном и экологическом праве.
Наука административного права. Понятие и система науки административного права.
Создание основ административного права является безусловно заслугой науки административного права которая выделилась из науки управления на определенном историческом этапе.
Наука административного права - это составная часть юридической науки, данная наука изучает нормы административного права, объединяет их в институты, классифицирует, систематизирует их.
Система науки состоит из двух частей:
Общей
Особенной
Задачи науки административного права:
1) исследования
2) Выявление положительных сторон и проблем административного права, выработка идей по улучшению норм и институтов административного права.
3) Толкование норм административного права.
4) Разработка новых понятий и принципов административного права.
Предмет науки административного права.
Предмет науки гораздо шире.
Потому что изучает не только нормы, а также иные явления правовой действительности.
Предмет науки административного права - административно-правовые нормы, административно-правовые категории(исполнительная власть, государственное управление, методы и формы государственного управление, государственная служба, акты управления, административное принуждение, административная ответственность, законность государственного управления, административная юстиция), изучение практики применения норм органами исполнительной власти, исследования применения норм административного права.
-Формально-юридический метод - метод формального изучения права
-Сравнительно-правовой - когда наука изучается в сравнение.
-Системный метод - это метод изучения норм права в системе
-Логический
-Общенаучный - социологический, систематический, социальный.
Теоретической основой науки административного права являются: как другие науки философия, история, политология, тгп, наука конституционного права, труды ученных.
Практика это действия государственных органов.
Нормы административного права, понятие и особенности:
Норма права - это общеобязательное государственное предписание т.е. правила поведения рассчитанное на не однократное применение и не ограниченным кругом лиц и охраняемым государственным средством.
Особенностью административно правовых норм является то что большинство из них являются императивными предписывающие общеобязательные правила поведения
Специфика и императивность проявляется в следующем:
В прямом предписании обязывает субъект совершать конкретные действия.
Субъекту предоставляется возможность выбирать один из предложенных вариантов поведения.
Предоставление субъекту возможности действовать в рамках нормы по своему усмотрению, но однако в пределах правил установленных норм.
Виды административно-правовых норм:
-В зависимости от юридического значения:
Материальные - закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников административно правовых отношений.
Процессуальные регламентируют процессуальные вопросы связанные с осуществление государственного управления.
-По юридическому содержанию или методу воздействия:
Обязывающие
Запрещающие
Уполномочивающие
Стимулирующие
-По характеру диспозиции:
Императивные
Диспозитивные
-По действию во времени
Срочные
Бессрочные
-В пространстве
На всей территории
В субъекте
Части субъекта
-По кругу лиц
Только на организации
Органы местного самоуправления
-По юридической силе
Конституционные
Законов
Подзаконных актов
-По масштабу действия
Общефедеральные
Субъектов
Местного самоуправления
Реализация административно-правовых норм:
Соблюдение - добровольное подчинение субъектов права требовония административно правовых норм, избежание действий которые запрещены нормами административного права.
Исполнение - точное следование юридическим предписаниям, дозволениям и запретам.
Применение - осуществляется субъектами власти и выражается в правоприменительных актов, в пределах установленных полномочий и такие акты издаются применительно к административным делам.
Использование - совершение субъектами административного права действий которые нацелены на осуществление субъективных прав административного права.
Источники административного права
Иерархия источников которая основывается по юридической силе.
Количество источников разнообразно.
1)Конституция обладает самой большой юридической силой. 22, 24, 25, 27, 71-73, 77-78 Конституции РФ.
2)Общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры.
3)ФКЗ - о правительстве РФ, о ЧС и другие
4)ФЗ - кодекс РФ об административных правонарушений
5)Акт президента РФ - указами регулируется большой массив, устанавливается структура государственных органов, осуществляется награждение, реформирование в области административного права.
6)Постановления и распоряжения Правительства РФ регулируется множество вопросов государственного регулирования. Распоряжение Правительства о внесении изменений в административного права.
7)Акты федеральных органов исполнительной власти.
8)Акты уровня Субъектов РФ, конституции, уставы, законы субъектов РФ, акты высшего исполнительного органа субъектов РФ.
9)правовые акты органов местного самоуправления, уставы муниципальных районов, правовые акты различных поселений.
10)Локальные акты организаций. Уставы государственных организаций.
Нет четкого закона, который установил бы точную иерархию по юридической силе.