Внутренние морские воды входят в состав территории прибрежного государства, на них в полном объеме распространяется суверенитет и юрисдикция прибрежного государства.
К внутренним морским водам относятся воды морских портов, принадлежащих одному государству, воды морских заливов, омывающих берега одного государства, при условии, что ширина входа в залив не превышает 24 морские мили.
Ограничение по ширине входа в залив не применяется к так называемым «историческим заливам», воды которых рассматриваются в качестве внутренних при любой ширине входа в силу исторической традиции.
Российский ученый Г.М. Мелков относит к числу исторических заливов, принадлежащих одному государству, заливы Петра Великого (Россия), Рижский (Латвия), Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия), Габесский (Тунис), Фарангер-Фьорд (Норвегия) и др. При этом профессор Г.М. Мелков высказывает свое отрицательное отношение к утверждениям «некоторых ученых», которые относили и относят к внутренним морским водам СССР (России) такие моря, как Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Он, в частности, отмечает, что никаких законодательных подтверждений этому нет.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила
наличие «исторических заливов», воды которых относятся к
внутренним водам соответствующего прибрежного государства,
несмотря на то, что ширина входа в такие заливы превышает
24 морские мили (п. 6 ст. 10).
Что касается морских портов, то их воды также относятся к внутренним. При этом внешняя граница акватории морского порта представляет собой линию, соединяющую крайние точки наиболее удаленных от берега портовых сооружений.
Новаторский подход создателей Конвенции 1982 г. проявился, в частности, во введении в международное морское право новых понятий и институтов, таких как архипелажный проход (пролет), архипелажные воды и государства-архипелаги.
Архипелажные воды - это воды, расположенные внутри архипелажных исходных линий, независимо от их глубины или расстояния от берега. На архипелажные воды распространяется суверенитет государств-архипелагов. Иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода.
Архипелажный Проход (пролет) в соответствии с положениями части IV Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета с единственной целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны по морским и воздушным коридорам, которые устанавливаются государствами-архипелагами. В силу п. «Ь» ст. 46 Конвенции архипелаг «означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым».
Государство-архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в
море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов
архипелага при условии, что в пределы таких исходных линий
включены главные острова и район, в котором соотношение
между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Длина таких исходных
линий не должна превышать 100 морских миль с тем, однако,
что до трех процентов от общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, может превышать эту длину до максимальной длины в 125 морских миль. При проведении таких
исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага (пп. 1-3 ст. 47
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).