Правовой режим исключительной экономической зоны

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила пра­во прибрежных государств учреждать исключительные экономические зоны (ИЭЗ), ширина которых не должна превышать
200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от ко­торых отмеряется ширина территориального моря.

ИЭЗ пред­ставляет собой район, находящийся за пределами территори­ального моря и примыкающий к нему, подпадающий под осо­бый правовой режим, в силу которого права и юрисдикция
прибрежного государства, а также права и свободы других государств находятся в определенной взаимозависимости и регулируются Частью V Конвенции 1982 г.

Следует отметить, что на практике режим ИЭЗ применяет­ся в пределах пространства, находящегося за пределами терри­ториального моря, то есть если у прибрежного государства тер­риториальные воды 12 миль, то на его ИЭЗ остается максимум 188 морских миль.

Прибрежные государства в ИЗЗ имеют:

- суверенные права в области разведки, разработки и сохранению природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путём использования воды. течений и ветра;

- юрисдикцию [...] в отношении: создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей должно надлежащим обра­зом учитывать права и обязанности других государств.

В ИЭЗ все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кораблей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими как связанные эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кораблей и трубопроводов.

Прибрежное государство определяет допустимый улов жи­вых ресурсов в своей ИЭЗ. Это государство, с учетом имеющих­ся у него наиболее достоверных научных данных, обеспечивает путем надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксп­луатации. Прибрежное государство и компетентные междуна­родные организации, будь то субрегиональные, региональные или всемирные, в зависимости от обстоятельств, должны со­трудничать для достижения этой цели. Такие меры также на­правлены на поддержание или восстановление популяций вы­лавливаемых видов на уровнях или до уровней, при которых может быть обеспечен максимальный устойчивый вылов, оп­ределяемый с учетом соответствующих экологических и эко­номических факторов, включая экономические нужды прибреж­ных рыболовецких общин и особые потребности развивающих­ся государств, и с учетом методов ведения рыбного промысла, взаимозависимости запасов, а также любых общерекомендованных международных минимальных стандартов, будь то суб­региональные, региональные или всемирные.

Прибрежное государство должно содействовать оптималь­ному использованию живых ресурсов ИЭЗ.

Граждане других государств, ведущие рыбный промысел в
ИЭЗ, должны соблюдать меры по сохранению живых ресурсов
и другие положения и условия,
установленные в законах и
правилах данного прибрежного государства.

Эти законы и правила могут касаться:

- лицензирование рыбаков, рыболовных судов и оборудова­ния, включая взимание сборов и другие формы оплаты, которые в отношении развивающихся прибрежных государств могут представлять собой адекватную компенсацию в видеденежных средств, оборудования и технологии, относящихся к рыбной промышленности;

- определения видов, которые могут вылавливаться, и установления квот вылова в отношении конкретных запасов или групп запасов, либо вылова на каждое судно в течение какого-либо периода времени, либо вылова гражданами любого государства в течение определенного периода;

- регулирования сезонов и районов рыбного промысла, видов,
размеров и количества орудий лова, а также типов, размеров и количества рыболовных судов, которые могут быть использованы;

- установления возраста и размера рыбы и других видов, ко­торые могут вылавливаться;

- определения информации, требуемой от рыболовных судов,
включая статистические данные об уловах и промысловом
усилии, а также сообщения о местонахождении судна;

- проведения с разрешения и под контролем прибрежного государства определенных программ рыбохозяйственных исследований и регулирования проведения таких исследований, включая взятие проб уловов, использование проб и пред­ставление связанных с этим научных данных;

- размещения прибрежным государством наблюдателей или
стажеров на борту таких судов;

- выгрузки такими судами всего или какой-либо части улова
в портах прибрежного государства;

- положений и условий, относящихся к совместным пред­приятиям или другим совместным мероприятиям;

- потребностей в подготовке персонала и передаче техноло­гии рыбного промысла, включая требования о расширении и возможностей прибрежного государства по проведению рыбохозяйственных исследований;

- процедур обеспечения выполнения» (п. 4 ст. 62 Конвенций
1982 г.)

В силу ст. 69 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
государства, не имеющие выхода к морю, имеют право участво­вать на справедливой основе в эксплуатации «части допусти­мого улова» живых ресурсов в ИЭЗ прибрежных государств
того же субрегиона или региона. При этом не имеющие выхода
к морю развитые государства обладают упомянутым правом
лишь в ИЭЗ развитых государств того же субрегиона или ре­
гиона.

" Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в ИЭЗ может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения его зако­нов и правил.

С учетом того обстоятельства, что ИЭЗ не входит в состав государственной территории прибрежного государства, а пред­ставляет собой «особый район» открытого моря, Конвенция 1982 г. установила особый порядок применения соответствую­щих правовых норм прибрежного государства:

«Арестованное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления разумного залога или другого обеспечения.

наказания, налагаемые прибрежным государством за нарушение законов и правил рыболовства в ИЭЗ, не могут включать тюремное заключение, при отсутствии соглашения заинтересованных государств об обратном, или другую форму личного наказания.

в случае ареста или задержания иностранного судна при­брежное государство незамедлительно уведомляет государ­ство флага через соответствующие каналы о принятых меpax и о любом последовавшем наказании».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: