Правовой режим территориального моря и прилежащей зоны

Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод на примыкающий морской пояс, именуемый территориальным мо­рем (территориальными водами).

При этом суверенитет при­брежного государства распространяется на воздушное про­странство над территориальным морем, на его дно и недра дна. Этот суверенитет осуществляется с учётом применимых норм международного права (ст. 2 Конвенции ООН 1982 г.).

Каждое прибрежное государство имеет право самостоятель­но устанавливать ширину своего территориального моря, но до
предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от
исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г. В качестве «нормальной ис­ходной линии» Конвенция определяет линию наибольшего от­лива вдоль берега, указанную на официально признанных при­брежным государством морских картах крупного масштаба
(ст. 3-5 Конвенции). В местах, где береговая линия глубоко
изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения
исходных линий может применяться метод отсчета прямых
исходных линий, соединяющих соответствующие точки (п. 1
ст. 7 Конвенции 1982 г.).

При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внут­ренних вод (п. 3 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.

Территориальное море представляет собой часть государ­ственной территории прибрежного государства. Тем не менее суда всех государств пользуются правом мирного прохода че­рез территориальное море.

Мирный проход иностранных судов в территориальном море прибрежного государства осуществляется в соответствии с по­ложениями разд. 3 ч. II Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Он может осуществляться судами всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пе­ресечь это море, не заходя во внутренние воды или не стано­вясь на рейде или у портового сооружения за пределами внут­ренних вод; или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у портового сооружения. Про­ход должен быть непрерывным и быстрым. Вместе с тем он может предусматривать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным ап­паратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

Проход является мирным, если только им не нарушается
мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государ­ства (п. 1 ст. 19 Конвенции 1982 г.). Проход иностранного
судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства,
если в территориальном
море оно осуществляет любой из следующих видов деятельно­сти:

- угрозу силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимос­ти прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

- любые маневры или учения с оружием любого вида;

- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб
обороне или безопасности прибрежного государства;

- любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на
оборону или безопасность прибрежного государства;

- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого
летательного аппарата;

- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого
военного устройства;

- погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку
или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и прави­лам прибрежного государства;

- любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения [...];

- любую рыболовную деятельность;

- проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

- любой акт, направленный на создание помех функциониро­ванию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

- любую другую деятельность, не имеющую прямого отноше­ния к проходу» (п. 2 ст. 20)»

Следует особо остановиться на проблеме прохода иност­ранных военных кораблей в чужих территориальных во­дах. Долгие годы представители социалистической доктрины международного права настаивали на наличии общепризнан­ной нормы международного обычного права, запрещающей такой проход без получения предварительного разрешения у властей прибрежного государства. Так, в популярном в свое время советском учебнике по международному праву, вышед­шем в свет в 1974 г. под редакцией председателя Советской Ассоциации международного права проф. Г.И. Тункина, отме­чалось: «Прибрежное государство вправе запретить проход ино­странных военных кораблей через свое территориальное море. Оно может регламентировать их доступ путем выдачи разре­шения на проход. Практике известен также уведомительный порядок. Государство, наконец, может сделать проход иност­ранных военных кораблей полностью свободным от каких-либо предварительных условий».

Схожей позиции придер­живаются и некоторые российские ученые. Так, П.Н. Бирюков в 1999 г. писал: «Прибрежное государство имеет право уста­навливать разрешительный порядок прохода иностранных во­енных судов через свои территориальные воды».

После того, как на I Конференции ООН по морскому праву советский подход к данной проблеме был отвергнут, Белорус­ская ССР при подписании и ратификации Женевской конвен­ции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. сде­лала соответствующие оговорки. Текст оговорки БССР к ст. 23 (подраздел D. Правило, применяющееся к военным кораблям) гласил: «Белорусская Советская Социалистическая Республи­ка считает, что прибрежное государство имеет право устанав­ливать разрешительный порядок прохода иностранных воен­ных кораблей через его территориальные воды».

Конвенции содержит четкое определение понятия «военный корабль». В ней сказано: «Для целей настоящей Конвенции «военный корабль» означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офи­цера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужа­щих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчинен­ный регулярной военной дисциплине.

Следует, однако, признать, что в Конвенции ООН по морс­кому праву 1982 г. мы не находим достаточно четких указа­ний по существу данной проблемы. Прямого запрета на «мирный проход» военных кораблей Конвенция не содержит. В ней, однако, учитывается особый статус военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммер­ческих целях. Так, в ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлено: «Государство флага несет международ­ную ответственность за любой ущерб или убытки, причинен­ные прибрежному государству в результате несоблюдения ка­ким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений настоящей Конвенции, или других норм международного права», Следует отметить, что в самых последних российских учеб­никах по международному праву учитываются новые реалии. Так, Р.А. Каламкарян и Ю.И. Мигачев отмечают: «Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: а) одни государства требуют предвари­тельного разрешения по дипломатическим каналам; б) другие -лишь предварительного уведомления; в) третьи разрешают мир­ный проход всем военным кораблям, которые следуют тран­зитом через их территориальные воды. В соответствии с наци­ональным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территори­альные воды иностранных государств, запрещается: произво­дить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы и т.д.); пользоваться радиопередатчиками, радиолокаторами и т.п., кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты. Осуществляя проход через терри­ториальные воды или находясь в территориальных или внут­ренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля в параметрах об­щепризнанного юридического принципа определяет себя через совокупность прав и привилегий корабля как органа государ­ства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного госу­дарства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает за­конов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибреж­ное государство может потребовать от него немедленно поки­нуть территориальные воды (ст. 30)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: