Правовой режим открытого моря

В Женевской конвенции 1958 г. об открытом море были указаны четыре свободы открытого моря. В ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. провозглашено уже шесть сво­бод. В частности:

1. «Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Она включает, в частности, как
для прибрежных государств, так и для государств, не имею­щих выхода к морю: 1) свобода судоходству; 2) свободу полётов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу рыболовства; свободу научных исследований.

В ст. 89 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлено: «Никакое государство не вправе претендовать на
подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету».

При этом в соответствии со ст. 90 «каждое государ­ство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под
его флагом плавали в открытом море».

«Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету».

В соответствии статьи 90: «Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим входа к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Каждое государство выдает соответствующие докумен­ты судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом».

Каждое государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его фла­гом. Оно обязано, в частности, вести регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кро­ме тех судов, которые исключены из общепринятых междуна­родных правил вследствие их небольших размеров; принимать на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдик­цию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении админис­тративных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.

Военные корабли пользуются в открытом море полным
иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага
(ст. 95 Конвенции 1982 г.).
Это же правило распространяется на иные суда, принадлежа­щие государству или эксплуатируемые им и состоящие только
на некоммерческой государственной службе.

Каждое государство возлагает на капитана любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьёзной опасности судно, экипаж или пассажиров, следующие обязанности:

- оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;

- следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;

- после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить
этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

Длительное время (по крайней мере, с 1964г. и по сей час не разрешён вопрос о плавании судов (особенно военных) в ранее называемых в «закрытых или полузакрытых» морях. Это «моря, берега которых принадлежат ограниченному числу государств и соединение которых с открытым морем имеют значения для морских путей, ведущих лишь к берегам указанного ограниченного числа прибрежных государств». Например, Чёрное и Балтийское море. С 2004г. эти моря стали называть термином «замкнутых и полузамкнутых морей». А вот каков режим плавания в них судов других стран и по сей час не решён.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: