В Женевской конвенции 1958 г. об открытом море были указаны четыре свободы открытого моря. В ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. провозглашено уже шесть свобод. В частности:
1. «Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Она включает, в частности, как
для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю: 1) свобода судоходству; 2) свободу полётов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу рыболовства; свободу научных исследований.
В ст. 89 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлено: «Никакое государство не вправе претендовать на
подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету».
При этом в соответствии со ст. 90 «каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под
его флагом плавали в открытом море».
«Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету».
В соответствии статьи 90: «Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим входа к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом».
Каждое государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Оно обязано, в частности, вести регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; принимать на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.
Военные корабли пользуются в открытом море полным
иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (ст. 95 Конвенции 1982 г.).
Это же правило распространяется на иные суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только
на некоммерческой государственной службе.
Каждое государство возлагает на капитана любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьёзной опасности судно, экипаж или пассажиров, следующие обязанности:
- оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
- следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;
- после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить
этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.
Длительное время (по крайней мере, с 1964г. и по сей час не разрешён вопрос о плавании судов (особенно военных) в ранее называемых в «закрытых или полузакрытых» морях. Это «моря, берега которых принадлежат ограниченному числу государств и соединение которых с открытым морем имеют значения для морских путей, ведущих лишь к берегам указанного ограниченного числа прибрежных государств». Например, Чёрное и Балтийское море. С 2004г. эти моря стали называть термином «замкнутых и полузамкнутых морей». А вот каков режим плавания в них судов других стран и по сей час не решён.