B соответствии с п. «а» ст. 1 Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. (Республика Беларусь является участником этой Конвенции) термин «континентальный шельф» употребляется применительно к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров или за этим пределом, до того места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.
Иные критерии определения границ континентального шельфа установлены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 т., которая призвана заменить для ее участников Конвенцию 1958г.
«Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница окраины материка не простирается на такое расстояние» (п. 1 ст. 76 Конвенции 1982 г.).
|
|
Подводная окраина материка включает находящееся под
водой продолжение континентального массива прибрежного
государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и
подъема. Она не включает дно океана на больших глубинах, в
том числе его океанические хребты или его недра (п. 2 ст. 76
Конвенции 1982 г.).
В п. 4-6 ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. обозначены дополнительные критерии, призванные не допустить чрезмерного расширения континентального шельфа прибрежного государства за пределами его 200-мильной прибрежной зоны. В частности, установлено, что за пределами этой зоны фиксированные точки, составляющие линии внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.
Более того, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
требует от прибрежного государства представлять данные о границах его континентального шельфа за пределами 200-миль
ной зоны в международную Комиссию по границам континентального шельфа, формируемую на основе справедливого географического представительства в соответствии с Приложением II к Конвенции 1982 г. Эта Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их континентального шельфа. В силу п. 8 ст. 76 Конвенции 1982 г. границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе этих рекомендаций, «являются окончательными и для всех обязательны». Прибрежное государство «сдает на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций карты и соответствующую информацию, включая геодезические данные, перманент но описывающие внешнюю границу его континентального шельфа» (п. 9 ст. 76 Конвенции 1982 г.).
|
|
Права прибрежного государства на континентальный
шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации
им шельфа или от прямого заявления об этом (п. 3 ст. 77
Конвенции 1982 г.).
Природные ресурсы, о которых говорится в Части VI Конвенции, включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находиться в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (п. 4 ст. 77 Конвенции 1982 г.).
Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению (ст. 78 Конвенции 1982 г.).
При условии соблюдения прав прибрежного государства все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе (ст. 79). Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей.
Остров
В условиях, когда суверенные права и юрисдикция государств в той или иной степени распространяются далеко за пределы их государственных границ, возрастает значение островов. Наличие даже небольшого по размерам острова позволяет государству-владельцу осуществлять контроль над значительными морскими пространствами. Это со всей определенностью вытекает из Части VIII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая состоит всего лишь из одной статьи. Представляется целесообразным воспроизвести эту статью, а тем самым и соответствующую часть, полностью. «Часть 8. Режим островов». 1. Остров представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе.