Разработал в 60-е годы XX в. американский ученый в области лидерства Д. МакГрегор.
В основе этой теории лежат два типа управления, отражающие взгляды на работников со стороны менеджеров:
ü теория «Х» – обычному человеку присуща врожденная нелюбовь к работе и желание избежать ее. Заставить большинство людей работать можно только принуждением, с помощью приказов, контроля и угрозы наказания. «Средний» человек старается не брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им управляли;
ü теория «У» – люди по природе не пассивны. В зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как удовольствие или как наказание. Людям присущи самоконтроль и чувство ответственности.
Управление типа «У» более эффективно.
Теория «Z»
Разработал в 1981 г. американский профессор Уильям Оучи на основе изучения японского опыта управления.
Исходным пунктом этой теории является положение о том, что человек – основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех.
|
|
Идеи теории «Z»:
· долгосрочный наем кадров;
· групповое принятие решений;
· индивидуальная ответственность;
· тщательная оценка кадров и их умеренное карьерное продвижение;
· неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов;
· неспециализированная карьера;
· всесторонняя забота о работниках.
Теория «Z» считается продолжением теории «X» и «У» Д. МакГрегора.
Тема 4: «Понятие и структура организации»
1. Сущность и типы организаций
2. Внутренняя среда организации
3. Внешняя среда организации
4. Организационные структуры управления