Теория «Х» и «У»

Разработал в 60-е годы XX в. американский ученый в области лидерства Д. МакГрегор.

В основе этой теории лежат два типа управления, отражающие взгляды на работников со стороны менеджеров:

ü теория «Х» – обычному человеку присуща врожденная нелюбовь к работе и желание избежать ее. Заставить большинство людей работать можно только принуждением, с помощью приказов, контроля и угрозы наказания. «Средний» человек старается не брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им управляли;

ü теория «У» – люди по природе не пассивны. В зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как удовольствие или как наказание. Людям присущи самоконтроль и чувство ответственности.

Управление типа «У» более эффективно.

Теория «Z»

Разработал в 1981 г. американский профессор Уильям Оучи на основе изучения японского опыта управления.

Исходным пунктом этой теории является положение о том, что человек – основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех.

Идеи теории «Z»:

· долгосрочный наем кадров;

· групповое принятие решений;

· индивидуальная ответственность;

· тщательная оценка кадров и их умеренное карьерное продвижение;

· неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов;

· неспециализированная карьера;

· всесторонняя забота о работниках.

Теория «Z» считается продолжением теории «X» и «У» Д. МакГрегора.

Тема 4: «Понятие и структура организации»

1. Сущность и типы организаций

2. Внутренняя среда организации

3. Внешняя среда организации

4. Организационные структуры управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: