Мир бизнеса очень сложен. В нем действует множество фирм. Они отличаются друг от друга размерами, разнообразием видов выпускаемой продукции, способами владения собственности; одни из них преуспевают, другие – разоряются. Все эти фирмы являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров и является причиной существования менеджмента.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Из этого определения следуют требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:
1) наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы;
2) наличие у этих людей единой цели;
3) эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.
Типы организаций | ||
По взаимоотношению с внешней средой: | По взаимоотношению подразделений: | По взаимоотношению с человеком |
· механические (бюрократические) – спроектированные подобно машинному механизму (не способны адаптироваться к внешней среде) · органические – способны к адаптации и взаимодействию с окружающей средой | ü традиционные (линейные, функциональные, линейно- функциональные) ü дивизиональные (отделенческие) ü матричные (проектные, проблемно-условные) | - корпоративные – замкнутые группы людей с ограниченным доступом в них, максимальной централизацией и авторитарностью руководства - индивидуалистические –свободное, открытое и добровольное сообщество людей |
Менеджмент в основном связан со сложными организациями. Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.
|
|
Все многообразные организации характеризуются общими чертами:
1) они используют ресурсы, основные из них – это люди (человеческие ресурсы), капитал, информация;
2) они функционируют в определенной внешней среде и зависимы от нее. Эта среда включает экономические условия, деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, общественные взгляды, действующие законы и другие составляющие. Они оказывают влияние на все, что происходит внутри организации;
3) разделение труда. Вся работа в организации разделяется на отдельные специализированные задания.